Редактор дня:
Sergejs Tihomirovs
Cообщи

Латвия - Россия: Мешает ли дружбе народов «эффект телевизора»? (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
Фото: TVNET

В эксклюзивном интервью RUS.TVNET.LV Чрезвычайный и Полномочный посол Латвии в России Астра Курме рассказала о проблемах латвийско-российских отношений, симпатиях к нашей стране россиян и экономических перспективах. О факторе Крыма, сюрпризах экономики и образе врага - читайте далее.

- Госпожа посол, хорошие отношения с соседями Вы всегда называете одним из главных приоритетов латвийской внешней политики. Но фон латвийско-российских межгосударственных отношений сегодня не самый благоприятный... Как Вы могли бы охарактеризовать положение дел?

- Как Вы и сказали – фон не самый благоприятный... Ситуация проявляется не только во взаимоотношениях Латвии и России, но и всего Европейского Союза и России, это влияет на наши двухсторонние отношения.

2014-й год принес нам такие удары в международной политике, которых мы не ожидали и не могли предвидеть. К сожалению, осложнения оказались не кратковременными, вошли в долгосрочную фазу. Если представить себе ситуацию графически, то сейчас видим спад синусоиды в наших отношениях.

- Фактор Крыма?.. Ведь так можно обозначить причины, не вдаваясь в подробности...

- Именно это я и имела в виду. Но причина - не только Крым, а все, что случилось и после Крыма. Мы очень хотели бы, чтобы проблемы, осложнившие взаимоотношения Латвии и России, были разрешены, ведь такая ситуация не может продолжаться долго. Надо со всех сторон решать эти вопросы.

- Вы предугадали следующий вопрос: как именно решать? Какие шаги возможны? И что должны предпринять и Латвия, и Россия, чтобы преодолеть спад?...

- ... Как я уже говорила, мешают нашим двусторонним отношениям большие международные проблемы, которые существуют не только на уровне Латвии, а на уровне Европейского союза. И целый ряд очень умных и уважаемых людей встречаются в разных форматах для урегулирования ситуации в восточной Украине. Минские договоренности и Минские протоколы являются тем формальным фактором, который должен выполняться – это было бы первым признаком улучшения наших отношений. Это совсем не уровень только Латвии и России – это намного больше.

- Как и многие обыватели, я плохо представляю себе работу посла... Есть ли место личной инициативе - в исполнении Ваших функциях, в Вашей работе. Личные качества имеют значение?

- Всегда за каждой бумагой стоит человек. И каждый человек имеет право на выбор – видеть вокруг хорошее или плохое, белое – или черное. Я очень стараюсь видеть позитивное в наших отношениях, использовать каждый лучик солнца, чтобы придать им позитивный толчок... Потому что если мы смотрим на вещи позитивно, то стараемся и разрешить те негативные аспекты, которые мешают.

- Можно мне сразу уточнить... В чем это проявляется, приведите, пожалуйста, примеры. Какими были события, явления, впечатления подтверждающие Ваши слова?

- Я думаю, это не только от нас идет. Россияне тоже стараются найти позитивные вещи в наших отношениях. Все наши региональные визиты проходили на очень позитивном уровне. Уже после начала этого конфликта в 2014 году мы были в Магадане, Хабаровске, Владивостоке, Уфе, Красноярске, в Ставрополе…

И и везде нас принимали с большой радостью, с большой теплотой и доброжелательностью.

И — с очень большим сожалением о том, что отношения наших стран вошли в такую негативную фазу. На уровне предпринимателей, жителей разных российских регионов , нормальных и культурных людей мы видели большое желание сотрудничать, притяжение наших народов друг к другу.

- Речь прежде всего идет о предпринимателях? Или о проектах в области культуры?

- Независимо от того, какой проект обсуждается и в какой сфере, нас воспринимают не как врагов, а как друзей. Конечно, эффект телевизора играет свою роль, это однозначно. Но когда люди встречаются и узнают друг друга, они понимают, что

телевизор - это одно, а личные встречи, личные контакты, личные проекты – это совсем другое.

И отношение меняется.

- На бытовом уровне Вы сталкивались с проявлением антипатии?

- Скорее наоборот.

- Это вселяет надежду.

- Да, это моя очень большая радость: когда я встречаюсь с людьми, которые чаще всего проводят временя у телевизора, а потом знакомятся лично с позитивных людей из Европы, которая как бы … считается ими врагом... По их глазам видно, как рушится этот образ... Конечно же, побеждают личные контакты.

Астра Курме пишет автограф для читателей русского TVNET
Астра Курме пишет автограф для читателей русского TVNET Фото: Татьяна Одыня

- А в поездках по России, в региональных визитах бывало такое, чтобы Ваши личные впечатления тоже разрушили какие-то стереотипы и не совпали с ними?..

- Так же как любой человек, который много слышит, много читает прессу и смотрит телевизор, я так же иногда еду в региональный визит с какими-то стереотипами. И мои стереотипы так же рушатся, когда я вижу позитивных людей, которые с большим-большим уважением относятся к Балтийским странам , к нашей независимости, к нашему самостоятельному членству в Европейском Союзе. Никаких агрессивных или плохих встреч у нас не было. Это меня удивляет и очень радует. Мне кажется, потенциал наших хороших отношений большой и люди ждут, когда можно будет открыто дружить.

- Между прочим, не далее как сегодня утром - с экрана компьютера - Вы мне ... читали «Войну и мир» Льва Толстого… Готовясь к интервью, нашла в интернете несколько интервью с Вами - и видеозапись проекта канала «Культура»...

- Я была очень рада приглашению участвовать в этом проекте, посвященном году литературы в России. Это большая честь, когда канал «Культура» предлагает читать отрывок из своего, можно сказать, святого русского романа «Война и мир» разным иностранцам, хоть текст и звучит с большим акцентом...

- Фрагмент из романа Вы сами выбрали?

- ...Нет – нет, мне выбрали, дали фрагмент. Ведь очень много людей разные фрагменты из романа читали... Видела итальянского посла – он читал на итальянском. Съемки были в начале декабре, телевизионный проект завершал год литературы в России, несколько тысяч человек в этом участвовали...

- Посольство тоже может инициировать что-то? Вы предлагаете в России свои проекты?

- Мы работаем по проектам, которые есть в нашей повестки дня. В прошлом году наш юбилей - 150-летие Райниса и Аспазии - хорошо совпал с годом литературы в России. Мы провели несколько прекрасных мероприятий. И это удивительно, когда в России люди знают прекрасно не только имена, но и творчество наших самых знаменитых поэтов.

- Часто слышу от российских коллег, что чем проблемнее складываются политические отношения, тем больше активизируются горизонтальные связи, особенно в культуре. Люди находят возможности сотрудничать – дружить, так сказать, домами – совместные проекты делают театры, музеи, журналы... Замечаете такую тенденцию?

- Должна сказать, что наши культурные связи всегда были очень интенсивными – и до 1991-ого года, и после, когда Латвия возобновила независимость. Культура всегда была неотъемлемой частью наших отношений, самой позитивной и самой интенсивной. И перерывов не было никогда. Но могу сказать, что как раз культура сейчас -- одна из опор, на которую можно положиться, которая выдержит и поможет.

- О том, что интенсивнее становятся горизонтальные связи в культуре, часто говорят мне именно россияне...

- Да, с российской стороны активность стала больше. Люди прямо говорят: это тяжелый момент для нас, не повернитесь сейчас к нам спиной. У каждого из них есть какая-то своя мотивация. Когда было меньше политических проблем, Россия, как большая страна, обращала больше внимание на крупные проекты и другие большие страны… Сейчас стал важен любой контакт, любая возможность не потерять достигнутое в не очень-то благоприятных обстоятельствах.

- Вопрос об экономической стороне взаимоотношений. Взаимные санкции России и Евросоюза нанесли большой ущерб обеим сторонам. В Латвии страдают предприниматели, особенно те, кто работает в пищевой промышленности и связан с поставками на российский рынок. Получается так, что больше от санкций пострадали друзья России – то есть предприниматели, сотрудничавшие с Россией и ориентировавшиеся на российский рынок...

- Хочу сказать, что в бизнесе друзей нет, есть только партнеры и бизнес-отношения. Если выгодно – бизнес будет работать несмотря ни на что. Если не выгодно – не будет. Дружбы в бизнесе не существует. Конечно, на сотрудничество санкции повлияли очень тяжело. Но давайте посмотрим глобально на процессы, происходящие в мире: рынки одни - закрываются, другие открываются.. объявляются новые санкции, новые законы...

В кризисы так бывает. Но кто работал – тот будет и дальше работать. И те, на кого повлияли эти санкции, они будут искать новые рынки, либо новые продукты, новые ниши... Но это бы все равно случилось при любом сотрясении – финансовом или политическом. Бизнес очень нестабильная вещь. Это такой меняющийся мир, в котором свои риски – в бизнесе они всегда были и всегда будут.

И я бы не хотела существующую сейчас ситуацию описывать трагически.
Пожелания читателям TVNET от посла Латвии в России.
Пожелания читателям TVNET от посла Латвии в России. Фото: TVNET

- Тогда давайте про перспективы… Какими они видятся?..

– Думаю, что перспективы зависят от того, что будет с Минскими соглашениями. Если развитие ситуации пойдет в позитивную сторону и Минские соглашения будут выполняться всеми сторонами, то мы можем ожидать позитивного разрешение проблем, связанных именно с санкциями. Если нет – то нет. Экономические отношения между нашими странами все равно существуют, но с выраженными трудностями.

В полседнее время Россия сделала очень много инвестиций в сельское хозяйство, чтобы развить собственную продовольственную базу. Не так-то легко сразу замещать всю импортную продукцию, а в некоторых областях - даже невозможно, ведь это требует времени, инвестиций в науку. Думаю, что потери для обеих сторон от санкций большие.Но ведь в этом и смысл санкций: заставить разрешить те вопросы, которые по другому не решаются и мешают нам строить нормальные межгосударственные отношения. Будем настроены позитивно.

- Вы общаетесь с предпринимателями, в региональные визиты они ездят с вами. Допустим, что нам уже меньше мешает политика... И что тогда?

- Очень трудно разделить, где влияют политические проблемы, а где – мировая экономика и глобальные изменения в экономике. Например,

мы всегда будем привлекательным партнером в перевозке грузов, по портам, по логистике. Но надо смотреть и каков спрос, в чем потребность. В Европу мы что везем?

Взять, например, уголь – как долго он будет важным экспортным продуктом? Ведь меняются источники энергии, меняются запросы партнеров, и винить в этом политическую ситуацию, наверное, не стоит.

Есть какой-то процент причин политических – но при этом надо считаться и с тем, что происходит в мировой экономике. То, что было выгодно вчера, сегодня уже не очень, а завтра совсем не выгодно. Всегда надо смотреть вперед, думать, что мы можем сделать в перспективе.

- А в каких именно отраслях экономики в латвийско-российском сотрудничестве возможны прорывы? Вы видите конкретные перспективы?..

- Да, вижу. Но это уже другой разговор. Мы можем предполагать, но бизнес все равно идет своим путем. Экономическая ситуация сегодня везде непростая... И в России, в Латвии... и даже в Китае, который является огромным тигром экономики - бизнес везде страдает от разных экономических и финансовых проблем.

- Но бизнес ищет и новые пути? И, может быть, они будут не в тех отраслях, о которых мы привыкли плакать крокодильими слезами?

- Везде рождаются сейчас какие-то новые экономические инициативы. Как они пойдут, и что будет дальше, очень трудно сказать. Но нужно понимать, что транзит не будет долго нас кормить.

- Да, в Вентспилсе уже и сейчас многим очень грустно... Оттуда тоже уезжают на заработки. Говорят, в Парвенте дома стоят полупустые...

- Вместо того, чтобы в Вентспилсе грустить, нужно подумать:

у них есть большой потенциал развития новых планов, новых проектов, новых перспектив и это не обязательно связано с транзитом.

- Скажите, пожалуйста, Латвия – страна в составе Евросоюза и НАТО и многое в нашей политике и экономике определяется именно директивами ЕС. А какая-то свобода маневра существует? У вас – как посла Латвии в России — есть она?..

- У нас есть послы в Евросоюзе – и многие вопросы, которые часто задают мне, надо задавать им, а не мне. Или – министру иностранных дел.

- Вы ведь тоже тоже причастны к вступлению Латвии в Евросоюз, работая на разных должностях в латвийском МИДе, Вы непостредственно готовили вступление Латвии в Евросоюз…

- Да, причастна, и я и сейчас самый большой фан Евросоюза, и я до сих верю, что вступление Латвии в Евросоюз было нашим совершенно правильным выбором. И если есть проблемы в Евросоюзе, их надо решать, а не уходить из Евросоюза. Конечно, у нас есть выбор и какой-то простор и для своих инициатив.

Да, в ЕС очень много директив, но они позволяют свободно найти свои ниши, свои проекты. В Европе очень четко регулируется лишь это несколько отраслей – конкуренция, субсидирование и то, что может повлиять на конкуренцию. А все остальное – только директивы. директива это не закон, а направление, в котором развиваться, это определенная возможность. Поэтому на европейские директивы не всегда нужно смотреть в негативном аспекте, они дают возможность, а также гарантии вам, чтобы кто-то другой не съел ваш маленький бизнес...

- Но у людей – и у меня в том числе – до сих пор сохраняются предрассудки по отношению к Евросоюзу. Пример на уровне анекдотов: мол, раньше мы в Москве рецепт торта должны были утверждать, а теперь – в Брюсселе... Так в чем тогда разница? И почему мы сами ничего не можем решить?..

- Да, я верю, что Вы можете так думать... Но в Европе база экономического потенциала это маленькие предприятия, а не большие не какие-то межконинентальные фирмы. И в Европе делается много для того, чтобы небольшой предприниматель вместе со своей семьей – с сестрой, с мужем или женой - мог создать свое небольшое предприятие, при этом обеспечив себя работой и не требуя пособия.

В Европе все делается для того, чтобы вы быть уверены в том, что другой не будет использовать против вас нечестную конкуренцию или какие-то ядовитые вещества и чтобы вы свой торт могли продать свободно, и никто вам не угрожал... Европейские директивы и указания для того и делаются, чтобы была возможность развивать свой бизнес.

- Вопрос о предрассудках и стереотипах – в частности, формируемых СМИ. Образ Латвии в российских медиа подвержен стереотипам?... Вы ведь следите за публикациями российских СМИ, посвященными Латвии?

- Да.

- Вы делаете это при помощи референтов? Или сами читаете какие-то источники?

- Специально я не ищу негатива, но он сам нас находит... Когда я только приехала работать в Москву, один из шокировавших меня сюжетов я посмотрела по 5-ому петербуржскому каналу. Это был небольшой сюжет, о том, что в Даугавпилсе... запрещается говорить на русском языке. Показали людей, которые против этого протестовали, и было видно, что там всего пять человек каких-то... Но ведь можно камеру повернуть так, что создается впечатление будто бы весь Даугавпилс вышел на улицу, потому что с этого дня нельзя будет разговаривать на русском языке... Но я сама почти оттуда – я из Илуксте – поэтому я возмутилась.

Вы представляете, что возможно было бы запретить русский язык в Даугавпилсе? Тогда весь город будет молчать… Это невозможно, и это – неправда.

- Представляю, ведь семья моей бабушки тоже родом из тех краев, из Субате... И да, русский язык там запретить невозможно...

- ... Так вот, я написала письмо генеральному директору канала, и мне прислали ответ, что это оперативный, очень быстро сделанный сюжет, который они не проверяли – как бы извинения, и как бы не извинения. Но я рада, что мне ответили. Но сказать, что такой негативной информации сейчас много я не могу, не замечала этого.

- Сейчас, в ходе формирования правительства в Латвии отдельные политики пообещали закрыть русские школы… Неужели на вас не обрушился шквал протестов?

- Было немножко... Но я думаю, что это – из той же серии, как пытаться запретить говорить в Даугавпилсе по-русски. Не замечала большого волнения по этому поводу в российских СМИ.

- А в целом как Вам кажется, каков образ Латвии сегодня в публикациях российских ? Есть стереотипы?

- Есть что-то позитивное, что-то нейтральное, что-то культурное. Но ничего страшного... Информация скорее нейтральная, что я считаю позитивным. Ну, а интернет … он негативом наполняется всегда.

- Вы позволите задать Вам несколько личных вопросов?

-Да.

- Вы делаете зарядку по утрам?..

- По субботним утрам...

- Тренажерный зал?..

– Йога.

- Любимые места в Москве?

- Да, мое самое любимое место - наш посольский садик, здесь всегда очень тихо, очень красиво, это самое любимое место... Патриаршие пруды, где Аннушка уже пролила масло... Конечно, там все давно уже не так, как представляется по Булгакову – все переделано давно, все чисто, красиво, гладко... Прекрасное место в Москве - Воробьевы горы, а здесь рядом - Чистые пруды... Мы, конечно, выезжаем и подальше, но... Когда шесть часов надо провести в пробке, уже не хочется никуда ехать.

- А московские театры?..

- Я очень люблю театр, часто бываю в театрах. И что я должна обязательно Вам сказать: завтра Андрейс Жагарс делает премьеру «Манон» в театре Станиславского. Это обязательно надо видеть!.. Спасибо вам большое за это интервью.

Портал TVNET.lv мне очень нравится – за сдержанный тон и взвешенный подход к информации.

- Спасибо.

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх