Латвийскому читателю про такое долго растолковывать не нужно: все хорошо помнят, какой силой был KNAB в эпоху Алексея Лоскутова, и как подупала его эффективность при дальнейших руководителях.
Другое дело, что у PSD нет времени «пересиживать» Лауру Кёвеши, как PiS «пересидел» непокорного председателя Конституционного трибунала Польши. Потому как нет никакой гарантии, что очень скоро желающим «пересидеть» генпрокурора DNA делать это придётся совсем не в парламенте. Сама же Лаура давно стала народным героем Румынии. И не только. В 2016 году её наградили французским орденом Почётного легиона.
С виду же - обыкновенная интеллигентная дама из Бухареста. Пару лет назад стала моей соседкой, купив дом в трансильванской деревне, где я обычно провожу лето. Приезжает на выходные на довольно скромном автомобиле. Улыбчивая, открытая. Никак не напоминающая фанатичного «сталинского прокурора», каким назвал её столичный Jurnal National. Хотя было бы странным, случись оно иначе в издании, принадлежащем концерну Intact Media Group. Чей владелец, не чуждый политике пресс-магнат Дан Войкулеску в августе 2014 года был осуждён на десять лет за отмывание денег.
По миру миллиардера, впрочем, не пустили, конфисковав ровно столько имущества, сколько требовалось на покрытие ущерба. Подозреваю, что настоящий сталинский прокурор потребовал бы несколько иного приговора.
- Думаю, правовая система в стране серьёзно изменилась, - сказала Лаура на днях корреспонденту The Guardian, - ведь я начала работать прокурором 15 сентября 1995 года. Тогда было совсем не как теперь. Прокуроры не были независимыми. В те времена никто не расследовал действий министров и депутатов парламента. Не все были равны перед законом...
Даже ещё пять лет назад рядовому гражданину Румынии
не могло и присниться, что за взяточничество и отмывание денег в места не столь отдалённые отбудут восемнадцать министров прежних правительств
(не считая экс-премьера Виктора Понты) и сотни госслужащих и представителей крупного бизнеса. А сотни других окажутся под следствием - по той же самой причине.
На вопрос корреспондента ВВС, как оценивет она успех первой волны протестов, Лаура ответила: «Считаю, что риск не уменьшился. Каждый день и час теперь можно ожидать новых попыток модифицировать законодательство».
«Дядя Сорос, не дешевле ли купить PSD?»
То, что борьба будет долгой и утомительной, знает каждый, кто продолжает приходить холодными вечерами на площадь Victoriei или к зданию парламента, чтобы снова и снова громко требовать отставки правительства. «Наши братья из Молдовы смотрят на Румынию как на успешный пример евроинтеграции, а наше новое правительство хочет превратить Румынию во вторую Молдову!» - слышно в толпе.
«Орбан? Качиньски? Лукашенко? Путин? Спасибо, не надо!» - написано на транспарантах.
Столичный музей национального фольклора уже начал коллекционировать образцы острого народного слова последних недель. Румынские авторы портала politico.eu обратили международное внимание на один из них: «Дядя Сорос, не дешевле ли купить PSD, и закрыть её?» (в разговорном румынском языке глагол «закрыть» имеет точно такое же второе значение, что и в русском...)
В PSD, естественно, ни о какой отставке и слышать не хотят, звоня во все колокола о «праве большинства» и «народном выборе». Хотя «подмазанный» правящей коалицией «народ», иногда собирающийся под президентским дворцом и требующий отставки Иоханниса, на «большинство» никак не тянет. Поскольку исчисляется десятками.
По данным Eurostat, коррупция ежегодно «умыкает» из румынского ВВП приблизительно 15%. Большинство же румын убеждено, что цифра эта сильно занижена.
Поэтому не следует ожидать, что, начавшись на таком накале, здешний парламентский кризис окончится, как недавний польский, одной лишь локальной уступкой. Уже не кончился. Польский урок румыны, похоже, усвоили. Да и за компроматом на PSD теперь далеко ходить не придётся: сами себя ославили. После долгих лет массовой апатии, на удивление многим, в Румынии успело вырасти гражданское общество. Активное не только по восточноевропейским, но и по западным меркам. Есть чему поучиться.