Путин в Белграде: удушающие объятья дружбы (14)

Фото: SCANPIX
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

​После ощутимого охлаждения на оси Москва-Минск в Европе осталась единственная столица, где президента РФ могут встретить и принять не только с большой помпой, но и с искренним энтузиазмом. Конечно же, это Белград.

Тщательно запланированную принимающей стороной и обильно разрекламированную сербскими официальными СМИ повестку встречи президентов России и Сербии, 17 января обсуждавших дальнейшее сотрудничество в газово-энергетической области, а также оптимизацию косовского вопроса, - казалось бы, ничто не должно было омрачить. Но только на первый взгляд.

Впрочем, далеко не все в захваченной драматическим "сериалом" Брекзита Европе дали себе труд приглядеться к происходящему более пристально.

К примеру, влиятельный брюссельский портал politico.eu ни строчкой о белградской встрече не обмолвился. По крайней мере, пока. А в крупнейшем русскоязычном новостном ресурсе medusa.io вначале несколько часов "повисела" немногословная информация о щенке шарпланинской овчарки - подарке сербского президента дорогому гостю, после чего ее место заняло столь же лаконичное сообщение о состоявшейся встрече. На клиповом фоне видеоролика уличных оваций счастливых народных масс.

В этих овациях, по цитируемым порталом полицейским данным, приняли участие более ста тысяч белградцев и гостей столицы.

Здравый смысл, однако, подсказывает, что гости в тех толпах должны были преобладать. Поскольку несомненные белградцы уже который месяц тысячами выходят на улицы по совершенно иным поводам.

Галерея: Визит Путина в Белград

Усиление фактической авторитарной власти в президентской республике Сербии, растущее давление на прессу, избиения, а то и убийства активистов оппозиции, обстоятельства которых власти не торопятся раскрыть, волнуют их куда больше, чем не слишком содержательное глазение на кумира сербской провинции, сподобившегося осчастливить столицу своим кратким визитом.

Последний раз Путин посещал Белград в октябре 2014 года. А последняя (пока что) акция протеста в череде антиправительственных демонстраций, лихорадящих столицу с сентября, случилась за сутки до его прибытия.

После чего, мобилизовав на путин-шоу 5 тысяч полицейских, власти убедительно попросили белградцев окон не открывать и на балконы не выходить "в целях обеспечения безопасности президента России". От кого? - хороший вопрос.

О том, что правящая партия Прогресса (СПП), в лучших традициях памятных россиянам "путингов", свозила на торжества народ из "глубинки" целыми автобусами, посулив до полутора тысяч динаров (13 евро) суточных плюс бесплатную еду, пишут, ссылаясь на сербские оппозиционные источники, многие европейские медиа. СПП, понятно, эти факты отрицает.

Правда, и в бескорыстных желающих не было недостатка. Как в большинстве восточноевропейских стран - особенно, православных - контраст между столицей и провинцией, в чем бы он ни заключался, в Сербии разительный.

Миф о  процветающей путинской России, распространившийся в начале века в сербской "глубинке", вовсе не является таким продуктом исторической преемственности, каким его подают заинтересованные политики и церковные иерархи обеих стран. 

Довольно точный инсайдерский анализ дает комментатор белградского издания "Политика" Брашко Якшич:

"Большой дружбе между Россией и Сербией всего пара десятилетий. Ни сто лет назад, ни во времена Тито сербы и русские большими друзьями не были. Но русские ведут отличную игру... Косово - альфа и омега всего происходящего. Россия готова использовать свое вето в ООН, и Сербия - платить за это какую угодно цену".  

Предпосылки не так давно, но ярким пламенем вспыхнувшей дружбы никак не тайна. После Милошевича Сербия угодила в международную изоляцию. Тогдашняя же Россия, изгоем еще не будучи, свое геополитическое банкротство, однако, ощущала очень болезненно. Ясно, что в такой ситуации оба государства оказались чуть ли не обреченными  друг на друга.

Разве что привычная России роль Большого Брата  предстала в данном случае в версии слегка модифицированной. Для маленькой Сербии бывшая сверхдержава  превратилась в Большого Брата По Несчастью.

Впрочем, так выходило еще эффектнее и пафоснее. А главное - присутствовала известная иллюзия бескорыстия. Колонией Российской империи Сербия никогда не была, общей границы с ней не имела, - в общем, кошер, придраться не к чему.

И тяжко переживавшие в те годы свою отверженность, сербы не только массово в  "бескорыстие" России уверовали, но и приняли его очень близко к сердцу. Да и более отдаленные во времени события сербской истории вполне обеспечивали кредит доверия - если даже не российскому государству, то уж во всяком случае русскому народу.

А тут еще подоспели легенды о Крыме как о колыбели Руси - да это ж совсем как наше Косово! А тут еще и изоляция РФ, и санкции, и недавний Томос Украинской церкви от Константинополя... Какие похожие судьбы!

Вот и нас однажды точно также все вокруг коварно предали! И Запад, которому мы ничего плохого не сделали, и опекаемые нами дорогие соседи.

Сей романтический порыв сербских масс, впрочем, особой взаимности у народа России не вызвал. Не то, чтоб российский народ думал плохо о сербских братьях - он просто нечасто вспоминал об их существовании. И массово летал на летний отдых в более комфортабельную, хоть не слишком любимую сербами Турцию.

Зато прагматически мыслящий Кремль извлек из седечного расположения "братушек"  нехилые дивиденды. 

В 2009 году "Газпром нефть" по существу скупил на корню весь соответствующий сектор сербской экономики. А в 2013 году обе стороны подписали в Сочи договор о стратегическом партнерстве. Плюс разные приятные мелочи, вроде поставок сельхозпродуктов на обнищавший после мудрых "контрсанкций" пищевой рынок России. Политическим же подкреплением дружбы было (и остается) последовательное непризнание Россией Косова.

Так бы все и шло, не откройся Балканам - и Сербии в частности - европейской перспективы.

Интеграцией "мягкого подбрюшья Европы" всерьез заинтересовался ЕС. Ясно, что из-за долгоиграющих санкций, а главное, из-за тянущегося до сих пор непризнания Белградом Косова  в европроект "джентрификации района" Сербию включили одной из последних.

Добрых десять лет сербская политическая элита провела в тяжких раздумьях: с Москвой или с Брюсселем? И в итоге пришла к выводу, что лучше всего попробовать урвать и там, и тут. Чем, собственно, и занята СПП, в свое время отпочковавшаяся от печально известной национал-радикальной партии Шешеля.

Дескать, мы не такие. Не великосербские шовинисты и близко. Мы христиане и европейцы, и потому обеими руками за интеграцию в ЕС. Но духовно Россия нам ближе. Исторический факт, ничего тут не попишешь, общественного мнения не изменишь.  

Поэтому ни в какое НАТО просим нас не тащить. Традиции у нас иные, мы и при Тито были неприсоединившимся государством. Да и для вступления в ЕС членство в НАТО необязательно.

По данным белградского Центра североатлантических исследований, сегодня вступление в ЕС поддерживают 47% сербов. Против - 38%, а 17% до сих пор не определились. За военный нейтралитет страны ратуют 60% граждан, а 68% - категорически против НАТО. Сторонников присоединения к Альянсу в Сербии всего 11%. А 30% желают дальнейшего укрепления союза с Россией - как и с диковинным конструктом, известным под именем Евразийского экономического союза.

Но ведь и в евроструктурах не слепые сидят. Политическое прошлое Вучича ни от кого не тайна. Да и настоящее впечатляет: успел встретиться с Путиным 12 раз, а теперь еще и орден Александра Невского от него принял, попав в одну компанию с Лукашенко и Назарбаевым.

Ведь просто так, за здорово живешь, "царь" орденов не раздает. Так что сильно спешить с приемом Сербии никто в Брюсселе не настроен. Турция, например, тоже до сих пор формальный кандидат в ЕС - и что с того?

А тут еще в декабре очень некстати для Вучича "влипла" Ана Брнабич, его главный козырь в игре с Брюсселем - первая в истории страны женщина-премьер, да еще и открытая лесбиянка.

В интервью DW возьми да скажи, что, хотя народу в июле 1995 года в Србренице поубивали много и несправедливо, никакого геноцида там, однако, не было. 

И на закуску сообщила: "надеюсь, у нас не будет необходимости вводить войска в Косово", - и это в декабре 2018 года! И Брюссель, и Вашингтон просто окаменели.   

Тем временем "большая картинка" балканской евроинтеграции за последние пару лет заметно прояснилась. В 2017 году в НАТО вступила Черногория.

А к концу 2018 удалось, наконец, "разрулить" давнюю македонско-греческую тяжбу. В Европе немало писали, что соглашение между двумя странами едва ли не стоило Алексису Ципрасу премьерства.

Но для восточноевропейцев самое показательное в этой истории совсем другое: греки не на шутку разозлили Кремль.

Чье многолетнее интриганство в этом вопросе в последний момент не сработало. Теперь дороге Северной Македонии в НАТО и ЕС ничто не препятствует.

Хоть и не вооруженный, македонско-греческий конфликт был из разряда замороженных на неопределенное время. Именно такие конфликты в Восточной Европе Кремль множит и старательно поддерживает. Приднестровье, Абхазия, а теперь еще и Донбасс - явления одного рода. Неважно, стреляют там, или нет.

Важно, что государства, у которых "с бумагами непорядок", в ЕС не берут.

Не то чтоб Македония была так уж важна для Кремля. Уж всяко не более, чем Молдова или Грузия. Все куда проще: тем, чья дорога в ЕС осложнена, - от Кремля деваться некуда. Сами придут, никуда не денутся. Македонии с "крючка" удалось соскочить. А вот Сербии, похоже, не удастся.

И вот почему. Даже если Белград в конце концов признает Косово и обе страны ратифицируют договор о границе, российское вето в ООН, которое столько лет было Сербии выгодно, в дальнейшем может затормозить ее принятие в ЕС.

Ведь именно в Совбезе ООН были определены демаркационные линии, на фрагментарную модификацию которых - с учетом раположения в этой зоне сербских и албанских анклавов - в минувшем году тихо дали добро и Вашингтон, и Брюссель. И, похоже, и Сербию и Косово альтернативная трассирока границы вполне устроила.

Но что до этого Рф, в чьих интересах, наоборот, поддержание замороженной конфликтной зоны? 

Ведь"бесхозная" Сербия всяко лучше, чем даже еще один "свой человек" в ЕС. Тем более, что таковой в регионе уже имеется - Болгария.

Так что у Сербии сегодня, увы, все шансы стать второй Молдовой. И на очень удобных для РФ условиях: никаких сепаратистов, никаких самопровозглашенных имплантов с "ихтамнетами". Все и так готово, и в лучшем виде!

Это ведь Совбез, а не мы, Россия, создал имплант Косово! Мы-то, наоборот, его не признаем! Потому как Россия - за целостную и неделимую Сербию. Даже если на сербское правительство нашло такое затмение, что застит ей понимание исторической справедливости.

Роскошная, скажу вам, схема. Хоть всем все в ней и ясно, как божий день, да ни с какого бока формально не подкопаться.

То, что Сербия плотно "на крючке", уже неплохо  осознает ее президент да кое-кто в политической и интелектуальной элите Белграда. Простой же народ по привычке балдеет и млеет от счастья при виде путинского кортежа на улицах столицы.

Но рано или поздно дойдет и до народа. И вот тогда, подозреваю, любви не только к России как к государству, но и ко всему русскому в Сербии сильно поубавится.

Комментарии (14)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх