Не удивительно, что на родине официальные власти сегодня эту организацию не жалуют.
Та правда, о которой говорят историки «Мемориала», совершенно очевидно противоречит оправданию политики и идеологии сталинизма. Так что спорные темы о советском прошлом страны актуальны не только для историков.
Неприятная правда о масштабе репрессий 30-х и 40-х годов у многих сегодня вызывает желание оправдать злодеяния сталинского режима, доказать, что репрессии были необходимы и обоснованы, а карательный механизм был направлен исключительно против тех, кто заслуживал наказания.
Никита Петров предложил слушателям и участникам дискуссии задуматься над простыми вопросами. Зачем все это делалось? С какой целью был запущен механизм репрессий в СССР? Это один из главных вопросов вызывающих большие споры.
Важно понимать, что истоки депортаций в странах Балтии - в массовых операциях НКВД 1937 и 1938 годов. Поэтому внутренняя российская история многое позволяет понять.
После оккупации стран Балтии в 1940 году эти репрессивные практики обрушились также и на Литву, Латвию, Эстонии. Стоит задуматься, что предшествовало депортациям 1941 года и с каким багажом аппарат НКВД прибыл в балтийские страны. Никита Петров подчеркнул: хоть официально аппараты НКВД в этих странах и были созданы в сентябре 1940 года, ясно, что формировались они значительно раньше. Подготовительная работа работа велась с сентября 1940 года, ведь карательные структуры укомплектовывали просоветскими кадрам.
Так что советская репрессивная история предшествовавшего периода помогает понять, как действовали репрессивные органы и чего добивался Сталин. Ведь чем были 1937 и 1938 годы для Советского Союза? Всего лишь за 15 месяцев тогда были арестованы 1,5 млн человек и 700 тысяч из них были расстреляны. Такого размаха репрессий советская власть не знала ни до, ни после.