Предприниматель Александр Гришуленок - один из тех, кто организовал Центр возможностей пенсионеров и несколько раз в год проводит благотворительные ярмарки, где мастера-сениоры продают свой штучной работы товар. Но это лишь одна из общественных инициатив финансиста, который проводит бизнес-тренинги для своих рукодельниц, восстанавливает разрушенную ферму в Латгалии, создает индивидуальный мобильный сервис для стариков, а социальное предпринимательство считает важной частью любого бизнеса.
Александр Гришуленок: Человек на пенсии - жить или доживать?
Хороша была мартовская пасхальная ярмарка на центральном вокзале. С удовольствием ношу шерстяные носки, связанные мастерицей из города Айзкраукле. С тех же пор хочу познакомиться с Александром Гришуленоком, без которого ни ярмарки эти, ни многие другие события в жизни старшего поколения были бы невозможны. Бизнес-тренинги в крутых отелях, рейсы в Стокгольм, выставки за границей... По опыту знаю:
в любом красивом проекте всегда есть тот, кто «платит за банкет», благотворительность бесплатной не бывает. А об Александре говорят, что он как раз и берется за дела, быстрой прибыли не обещающие.
...Мы встретились, чтобы поговорить о том, что такое социальное предпринимательство, насколько оно распространено у нас, в Латвии и чем, собственно, оно отличается от благотворительности. Но разговор начали не с ярмарок пенсионеров, проходивших уже много раз - в том числе и на рижском центральном рынке. Именно как организатор этих ярмарок и соучредитель Центра возможностей пенсионеров Александр более всего известен в обществе.
Но очень уж необычна и поучительна история дома, в котором находится офис LAFIKO - Латгальской финансовой компании. Снаружи дом довольно обшарпанный, в центре города, вокруг Матвеевского рынка, таких много. Зато во дворе настоящий погреб-ледник, какие и в сельской местности встретишь теперь нечасто.
Откуда такая необычная роскошь в центре современной Риги?.. Восстановили. Дом в 80-х годах ХIХ века построен был для владельца- извозчика, владевшего уже целым извозчичьим «автопарком». Неподалеку его рижские фурманы ждали клиентов, а тут были конюшни, небогатое жилье, постоялый двор для торговцев приехавших в Ригу на рынок с товаром, для них и ледник.
Очень поучительный дом!.. Одна из историй, с ним связанных, лучше всяких книжных премудростей учит капиталистической логике прошлого: хочешь, чтобы клиент был твоим, не уходил к конкурентам, - научись позаботиться о его нуждах, решай его, клиента, проблемы... С этого и начался у нас разговор с предпринимателем.
Одна из новостей дня сегодня тоже «в тему» нашего разговора: в прошлом году вновь начисленные пенсии латвийских пенсионеров немножко подросли, стали больше в среднем на 28 евро. Богаче становятся пенсионеры, на них как на потребителей и клиентов уже всерьез рассчитывают производители товаров и услуг. В 90-х годах было иначе...
- Как все начиналось?
- Мы выделили этот сегмент в самостоятельный в 1999 году, после кризиса, в котором потеряли на акциях «Вентспилс нафта» 800 тысяч латов. Труба высохла, и акции рухнули в одночасье... Были вынуждены зафиксировать убытки, начали думать, как сформировать какие-то другие денежные потоки, долгосрочные. Тогда
пенсионеров-сениоров никто не рассматривал как клиентов, их скорее считали маргинальной группой, никто ими не занимался. И было много мифов о них: считалось, что пенсионерам вообще ничего не надо, что им не нужен никакой сервис и финансовые услуги.
Мол, они бедные, и вообще завтра умрут... Мы же зашли в эту нишу и в ней с тех пор существуем.
В 2016 году уже всем понятно, что население - стареет вообще, а для нас это еще актуальнее - ведь из Латвии очень много народу уехало... Весь бизнес в стране должен переориентироваться под потребности зрелых людей. Если оценивать емкость этого рынка с точки зрения денег - я оцениваю его где-то примерно 2 млрд. евро в год, столько пенсионеры тратят. Мы проводили совместные исследования с Латвийской федерацией пенсионеров, и считаем, что порядка 95 процентов этой суммы тратится на товары и услуги первой необходимости...
- Откуда такая сумма?..
- Это то, что выплачивается из социального бюджета - в качестве пенсий - и еще порядка половина из тех 850 млн. евро, которые зарабатываются за границей и приходят в Латвию, частью - на погашение кредитных обязательств уехавших, частью - как помощь оставшимся здесь семьям, в том числе пожилым родителям. Это очень грубые подсчеты, оценочные, но дают представление о порядке цифр. Основными клиентами для «Латтелекома», «Латвэнерго», «Латвияс газе», всех муниципальных предприятий являются пенсионеры. И корпорации прекрасно понимают, кто является сегодня их основным потребителем, кто обеспечивает огромное количество рабочих мест - и в аптечных сетях, и в торговле и так далее...
- Ваши социальные инициативы, получается, выросли из Вашего основного бизнеса?
- Да. Мы поняли, что сениоры - это совершенно не какая-то однородная масса. Это разные группы людей, и не всегда возраст или язык общения является определяющим критерием для их привычек и потребностей.
Определяющим является уровень благосостояния и активность. Насколько человек активен, от этого зависит качество его жизни. И для каждого сегмента сениоров - свой набор услуг, свои стратегии.
Меня интересует наиболее активная часть этой возрастной группы.
Причем активными могут быть как платежеспособные, так и ограниченные в средствах люди. В любом случае, у них есть мотивация, свои жизненные стратегии, свои потребности. Многих интересуют и заработки, и работа, и активный образ жизни, и секс. Мифы же о пенсионерах говорят, что все они - бедны и не активны. Это не так.
- Смотрите, на наших глазах - в последние десятилетия, практически - произошли большие перемены в отношении к возрасту. Это касается и общества и самих людей. Раньше было представление, что пенсия - это рубеж, близость конца жизни. А сейчас оказывается, что десятилетия еще впереди - в мире, во всяком случае так...
- И у нас то же самое. Изменилась продолжительность жизни, и каждый человек, приближаясь к 50 годам, теперь понимает, что у него еще 20 - 30 лет активной жизни впереди. Если раньше был рубеж «до пенсии», а после - ну, год, два, три... и все. А теперь появился вопрос - а что в жизни дальше делать?..
И одни въезжают в свой почтенный возраст на велосипеде, занимаясь танцами, или бизнесом, или творчеством... Другие - сказали себе «все» и... тихо затухают. У них нет своего представления о прекрасном и о том, что в этом возрасте с собой можно делать. Конечно, и государство и самоуправления должны были бы предлагать какие-то возможности. И - не только они...
- Примеры социально ответственного бизнеса - какие Вы видите вокруг - приведете?
- Я уже упоминал «Латтелеком», предприятие позиционирует себя как социально ответственное. Вот они проводят для пенсионеров курсы обучения работе в интернете, учат пользоваться компьютером . Но ведь тут есть еще и вопрос заинтересованности в грамотности потребителя: что делать корпорации, если пенсионеры вдруг перестанут пользоваться их услугами?.. Ведь главный источник доходов для них - не фиксированная связь, а интернет и интерактивное телевидение.
Современные компьютеры и телевизоры - их нельзя продать... как кирпич... Надо научить этим пользоваться.
Умные предприниматели, умный бизнес - они понимают, что долгосрочные перспективы зависят не только от бизнес-коммуникаций... Нужно для клиента создавать какие-то возможности, вовлекать его, научить его этими возможностями пользоваться... То есть успех зависит от инвестиций в обучение. Только вкладывая в программу лояльности можно сохранить свою клиентскую базу, которая становится все старше.
(Далее в интервью Александр Гришуленок расскажет о том, почему бизнесмены «не любят соплей», чем благотворительность отличается от социального предпринимательства и чем новый мобильный сервис для сениоров, который находится в стадии разработки, поможет латвийским сениорам и их «детям в Дублине», которые работают за границей и вынуждены издалека помогать родителям).