«Кучинский - не тот человек и не тот политик, который будет рубить сгоряча. То, что в конце-концов это произойдёт в Латвии – неизбежно. Сейчас главный вопрос не в том, на каком языке происходит обучение, а в том, как мы формируем общественный диалог. То, что в Латвии этого диалога не было, и то, что это вина политиков, которые до этого «были у руля» – несомненно», - прокомментировал сложившуюся ситуацию Декан факультета социальных наук Латвийского университета.
Юрис Розенвалдс считает, что пророссийские активисты, которые обещали не допустить ликвидации русских школ, а также руководитель общества «ГВД» Станислава Букайн, который пригрозил ополченцами с Донбасса, действуют в унисон с политикой Кремля, и это проблема, которую следует решать полиции безопасности.
В свою очередь, Мария Голубева, директор развития общественного политического центра PROVIDOS и политический аналитик, добавила, что перевод школ на латышский язык обучения - требование Национального объединения, на которое Кучинский согласился. «Я думаю, что это типичный политический ход, и либо в процессе составления правительственной декларации, либо в ближайший год-полтора, когда правительство начнет работать, они отойдут от этого направления, так как маловероятно, что политики захотят вызывать недовольство у части населения Латвии».
Также Голубева заметила, что в Латвии давно нет русских школ, в школах национальных меньшинств образование уже много лет происходит билингвально. «Теоретически, через несколько поколений, когда вопрос национальной идентичности не будет стоять так остро, возможно, это тема потеряет свою актуальность. Не хочется делать прогнозы на далёкое будущее», - считает она.