Анна Литвак — девушка удивительная. К тридцати годам она успела обзавестись второй родиной, докторской степенью в юриспруденции и стать самым молодым делегатом от Латвии в Организации Объединенных Наций!
Американская сказка девочки из Риги (33)
Уже в пять лет, в отличие от сверстников, она точно знала, что уедет в Америку и станет адвокатом. И пока одногодки зачитывались сказками, маленькая Аня часами могла изучать знаменитые речи известных адвокатов — у родителей была богатая библиотека.
«Моя родители всю жизнь хотели переехать в США, но раз за разом им отказывали в праве выезда. Они-то остались в Латвии, но вот я уже росла с идеей фикс: перебраться в Америку и построить там карьеру». И с годами ее мечта не затерялась, но окрепла, отшлифовалась и выкристаллизовалась в желаемое будущее — ООН!
Сразу после школы Аня поступила на престижное бюджетное место в Сорбонне. Девушка
собрала чемоданы, приготовила документы и… улетела в Америку
навстречу полной неизвестности, пожертвовав одним из лучших европейских вузов.
«Есть люди, которые много думают и редко действуют. У меня в тот момент не было страха перемен, но была грандиозная поддержка семьи, особенно папина, и я просто была уверена: все получится. Через пять или пятнадцать лет, но обязательно получится! И променять американскую мечту даже на парижский университет я не смогла. Тогда я выбрала хоть и сложный, но свой собственный путь – отправилась в Сан-Франциско и ни разу не пожалела об этом. Когда я оказалась в Америке, ко мне, кажется, впервые пришло спокойное, уверенное чувство: «Я дома!».
Если все складывается плохо — выжми из обстоятельств максимальный позитив и двигайся дальше.
Первые полгода оказались не просто сложными, а настоящей проверкой на прочность. Американцы к выпускным классам обычно даже не знают, кем хотят работать. Но такая карьерная медлительность во мне не укоренилась. Я точно знала, чего хочу, поступила на юрфак Университета Сан-Франциско и поняла: беззаботное детство закончилось.
Мне пришлось самой принимать все решения, разбираться в замысловатой учебной кухне Штатов, научиться платить по счетам и привыкнуть жить на новом месте очень «правильно». Так, в Латвии мелкие нарушения закона могут и простить, а в Штатах с этим шутки плохи: покупка алкоголя до 21 года, какая-то легкомысленная выходка, просроченный счет — любая оплошность может привести к депортации, и тогда плакали все мечты.
Не раз в Сан-Франциско у меня была возможность выйти замуж за миллионера. Но я всегда четко знала:
сама хочу себя обеспечивать и достигнуть всех поставленных целей.
Отказавшись от «золотой клетки» я, конечно, подписала себе приговор — впереди меня ждала упорная, тяжелая и напряженная работа. Но зато работа моей мечты! Вскоре я познакомилась с однокурсником — студентом юрфака и попала в водоворот романтики и красивой влюбленности. Так рядом со мной появился не только замечательный супруг, но большой друг, поддержку которого я чувствую ежедневно!
Не забывайте благодарить тех, кто помог вам на жизненном пути.
Я отучилась семь лет в университете Сан-Франциско, в 24 года получив степень доктора и став очень молодым адвокатом, да еще женщиной. Причем счастливой! Случай в американской истории — исключительный».
Но самое интересное началось после выпускного бала. Юная девушка с дипломом адвоката стала практиковаться на уголовном праве и отвоевывать свое место под солнцем в мужском адвокатском мире.
«Мне приходилось тет-а-тет сидеть с каким-нибудь тюремным амбалом в крошечной комнатке и моей защитой была лишь красная кнопка на столе. Но я научилась выстраивать деловые отношения даже с такими отчаянными ребятами.
Правда, гладко было не всегда.
И на тюремный бунт попадала, и в глаза «смертнику» смотрела,
и выслушивала скабрезности из-за решеток. Но я настолько любила свое дело и прошла такую серьезную подготовку и муштру для подобной работы, что никто не мог меня испугать и заставить бросить профессию».
И амбиции гнали Анну вперед. Понимая, что единичные случаи — не ее цель, она переключилась на международное право и в составе комиссии по правам человека стала помогать пожилым русским эмигрантам. Почти год молодая адвокатесса боролась за судьбы сотен несчастных, пострадавших от действий местного хозяйственника. Окруженный прекрасной командой адвокатов, он не только не расселял престарелых приезжих, но и создавал им невыносимые условия для жизни. Ветераны, «чернобыльцы», обычные пенсионеры из стран бывшего Союза без языка, связей и финансов оказывались в ловушке. Анне удалось выиграть дело!
Относитесь ко всем одинаково хорошо – и к лифтеру, и к президенту: никогда не знаешь, как повернется жизнь.
«Мои действия, образование, работа, усидчивость и упорство привели к тому, что я реально помогла людям. Их жизнь изменилась, а вместе с ней поменялась и моя — грянул кризис 2008 года. Выпускники вузов целыми курсами сидели без работы, а оплата труда снизилась в несколько раз. Если раньше адвокат с докторской степенью запросто обеспечивал себя начальной ставкой в 60-80 тысяч долларов в год, то теперь сказка закончилась! И даже сегодня не все мои коллеги смогли достичь докризисного уровня зарплат и даже найти работу!»
Аня не захотела сидеть и ждать у моря погоды, стряхнула пыль со своей мечты и связалась с Миссией Латвии при ООН. Там и правда искали юриста со знанием двух языков — английского и французского. Аня прекрасно владеет пятью: помимо двух, необходимых для работы, в ее копилке русский, латышский и испанский. «Мы с мужем переехали в Нью-Йорк, и
я стала самым молодым делегатом в истории ООН — мне было всего 25 лет.
Есть даже снимок, где полная комната представительных мужчин и я — молодая девчонка.
Верьте в себя и слушайте только себя. Как говорила Маргарет Тетчер: «Послушные женщины редко попадают в историю!»
Но, вынуждена признать, на подобных должностях балом правят мужчины. И чтобы женщине добиться признания, нужно работать в 2-3 раза больше любого мужчины! Ты ни на секунду
не можешь расслабиться, включить «дурочку» или отправиться на год в декрет.
Здесь все равны, но мужчины все-таки равнее!»
В этой профессии я пять лет, из которых два года посвящены работе в ООН. И о своей работе я перестала рассказывать даже мужу. Мы разрешаем до 16 конфликтов в неделю, о которых мирное население никогда даже не узнает. Исключительная жестокость и непостижимые уму преступления не уносят тысячи человеческих жертв, но могут стать причиной больших войн. А вот о них вы уже точно узнаете из новостей.
Я не гонюсь за славой, и мне, чтобы работать дальше, достаточно знать: я имею отношение к разрешению самых страшных ситуаций. Поэтому я не могу прийти на работу и обсуждать погоду, не могу позволить себе паниковать, нервничать, срываться. Как только из-под ног уходит почва —
в мире кто-то может погибнуть или остаться без лекарств.
Конечно, такая броня приходит только с опытом. Сначала мне казалось, что я просто сойду с ума. Но муж научил меня правильно относится к негативу, переключать внимание и давать себе отдых. Мне, фактически, пришлось поменять свое мышление. И через пару лет я его поменяла.
Я не талантлива, но страшно упорна. Я обязана все доделать до конца, даже если уже потеряла надежду.
Ни один адвокат в штатах, даже с Уолл-стрит, не может похвастаться такими бенефитами. Стандартный отдых у всех американцев — максимум две недели. Не говоря уже о декрете. Равноправие здесь достигло размаха – женщины на третий день после родов возвращаются на свои рабочие места. А когда я захочу стать мамой, то смогу отдохнуть до трех месяцев и вернуться на свою же должность. Наверное, поэтому на рабочие места в ООН ежемесячно претендуют десятки тысяч человек, и около тысячи присылают свои резюме.
Жизнь — это как карточная игра. Успех зависит от старания, умения сделать верный ход и желания выиграть эту партию.
И я решила на своем примере помогать людям добиваться целей, правильно выбирать программы в университете и не совершать моих ошибок.
Я искренне считаю, что у молодых людей нет никакого морального права стоять на месте — они должны быть на голову выше своих родителей, и для этого сейчас есть все необходимое.
Нужно просто соответствовать высоким стандартам, а не сидеть и ныть: «У меня все плохо, потому что я живу в такой стране». Это в корне неверная установка. Надо думать о том, что:
«У меня столько возможностей, сколько не было даже у моих родителей.
А значит, я обязан!».
Возможно, я слишком строго рассуждаю, но это моя жизнь, и в ней есть какие-то принципы, по которым я прожила до сегодняшнего дня и мой главный девиз — слова Альберта Эйнштейна: «Только тот, кто стремится достичь абсурдного — достигает невозможного».
Не создавайте себе кумиров – вы ничем не хуже!