Редактор дня:
Alexandra Nekrasova

Скотобойня Путина: Ближний Восток и Северная Африка (22)

Россия в мировой политике
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
Фото: SCANPIX

Портал TVNET продолжает серию статей о политике России в разных регионах мира. На этот раз комментатор Том Ратфелдер рассмотрел Ближний Восток и Северную Африку - регион, который всегда привлекал внимание международных СМИ из-за происходящих там конфликтов и насилия. В последние годы присутствие России там стало более заметным.

В предыдущей статье "Россия в Европе - разделить и стравить" я упомянул, что Москва своей главной угрозой в мире и во внутренней безопасности считает США. По мнению Владимира Путина, эта страна не может признать, что скоро не будет сильнейшей в мире, и что необходимо делиться политическим влиянием с новыми глобальными центрами власти (Россия - одна из них). Путин считает, что американцы с помощью Североатлантического альянса пытается с помощью силы остановить само собой разумеющийся рост власти России. 

Москва считает, что намного продуктивнее было бы сесть с американцами за стол переговоров и договориться о новом переделе мира, в рамках которого приближенные к России территории находились бы в ее сфере влияния. В свою очередь, в обмен на это Россия со своей стороны признала бы территории, где могут хозяйничать американцы. Однако, пока это не произошло, Москве надо сделать все возможное, чтобы защититься от дальнейшей экспансии США и способствовать влиянию на постсоветском пространстве через внешнее противостояние.

Такое мнение России относится и к региону Ближнего Востока, где США традиционно были самым сильным игроком. Хотя Россия и не видит, что действия американцев в этой части мира создают для нее такие же угрозы, однако неоспоримо то, что огромное внимание Вашингтона и участие и в Палестино-израильском конфликте, и в Сирийском вопросе, и в войнах в Персидском заливе, вторжение и оккупация Ирака требовали и требуют существенного внимания и ресурсов. В свою очередь внимание и ресурсы в международной политике у каждой страны ограничены и надо выбрать приоритетные вопросы, в которые вкладываться.

Если США делает ставку на Ближний Восток, то соответственно меньше остается на Европу и постсоветское пространство - приоритетные для России регионы.

Как отмечает аналитик геополитики, автора youtube-канала «Caspian Report» Ширван Нефчи, занятость американцев Ближним Востоком дает России больше маневренности в Европе и позволяет ей свободнее приближать постсоветские страны у сфере своего влияния. Нельзя исключать и то, что в видении Путина вызовы США в этой части мира заставляют страну меньше говорить о новом расширении НАТО и ЕС (Москва считает, что эта организация дает странам-участницам альянса экономические ресурсы для увеличения военных инструментов, а также участие в ЕС идет в комплекте с участием в НАТО).

В принципе можно сказать, что главная функция Ближнего Востока в видении Путина - уменьшение крови и энергии Соединенных Штатов Америки.

Можно даже назвать регион скотобойней президента, где медленно, но убедительно удается опустошать и измучивать главного международного соперника. Однако Ближний Восток - не только грязная и разоренная скотобойня, но и богатая на ресурсы. Там находятся крупнейшие нефтяные ресурсы в мире и крупнейшие производители нефтепродуктов. Учитывая, что цена на один из главнейших экономических ресурсов России и один из главных инструментов в Европе - природный газ - зависит от колебаний цен на нефть, богатые аспекты скотобойни для Путина очень даже интересны. Также нельзя забывать о новых рынках России для индустрии производства оружия и ядерной энергии.

Цели и стратегия России

Если пребывание американцев на этой скотобойни для России выгодно, то логично, что Москва сделает все возможное, чтобы Вашингтон там задержался по возможности дольше и не мог бы разрешить острые вопросы региона.

Она использует один из своих сильнейших инструментов в международной политике - право вето в Совете безопасности ООН, чтобы в тандеме с Китаем помешать американцам разрешить кризис в регионе.

Например, в случае с Сирией Россия сначала блокировала и публичные призывы начать диалог с протестующими, и призывы к Асаду оставить пост и придерживаться разработанного плана мирного урегулирования. Блокировались и попытки применить санкции. Также в 2013 году, когда произошла химическая атака, Россия выступала против воздушных ударов США, которые, не исключено, могли помочь в борьбе с президентом. Неоспоримо, что такая острая позиция и страх от эскалации конфликта были одной из причин предложения президента Обамы отказаться от военного нападения в Сирии и сподвигли его на сотрудничество с Путиным, чтобы уговорить президента сдать добровольно химическое оружие.

Схоже Россия блокировала бы интервенцию США в Ливии против режима Муаммара Каддафи, если бы было известно, что военные самолеты НАТО будут использованы не только для гуманитарного переворота, но и для свержения правительства и открытия возможности американцам хотя бы частично уйти из страны. Об этом свидетельствует критика Владимира Путина по поводу свержения Каддафи, в рамках которой он четко дал понять миру, что его предшественнику Дмитрию Медведеву стоило использовать право вето.

Хотя у использования права вето только символическое значение в политике, поддержка ООН все же дает странам мира известную легитимность начинать что-то новое. США, по крайней мере во времена Обамы, осознавали, что действия без поддержки ООН означают большую критику во всем мире, которая и так выросла после авантюр Джорджа Буша в Ираке и Афганистане. Неоспоримо и то, что Путин тоже такую критику использовал бы, чтобы еще больше дискредитировать американцев.

Однако если уход американцев в конце концов не устраним или их присутствие можно будет существенно уменьшить, то Путин готов использовать возможности и в случае необходимости скотобойню начать перестраивать в дом, где будет находиться Россия.

Цель этой перестройки - в очередной раз показать американцам, что решить без привлечения России мировые проблемы невозможно, и что с Россией рано или поздно придется сесть за стол переговоров.

Такая ситуация особо актуальна в контексте Сирии, где с 2015 года находятся военные инструкторы, флот и авиация России. Реагируя на пропадающий интерес американцев вмешиваться в проблемы Сирии и постепенную переориентацию фокуса со свержения Башара Асада на борьбу против международного терроризма, Москва увидела шанс увеличить свое влияние за счет США, а заодно и защитить свою базу флота в Латакии - дополнительный инструмент защиты против возможного нападения НАТО в Средиземном море. Схоже было и в Ливии после падения Каддафи, когда страна погрузилась в хаос, Россия целенаправленно стала поддерживать одного из крупнейших игроков на политической арене страны - генерала Халифу Хафтара. Интересно то, что Россия в последние годы сумела использовать ошибки администрации Дональда Трампа в регионе. Решение Трампа признать Иерусалим столицей Израиля и решение уйти из ядерного соглашения с Ираном дало Путину шанс отрекламировать себя как более надежного игрока, чем Трамп, такого, что уважает ранее заключенные договоренности.

Реклама этой надежности на основе сделок связана и с российскими интересами в получении богатств скотобойни. Россия в регионе Персидского залива многократно сотрудничала с нефтяными монархиями (особенно с Саудовской Аравией), чтобы договориться о произведенных и продаваемых нефтяных квотах и увеличить мировые цены на нефть. Россия таким образом рассчитывает получить больше денег от торговли природным газом. Также российская компания атомной энергии "Росатом" в 2017 и 2015 годах заключила сделку с Египтом и Иорданией о строительстве ядерных реакторов в этих странах. Интересно то, что в рамках этих сделок инженерам и сотрудникам ядерного сектора предлагалось пройти обучение в России. Как утверждает аналитик The Economist Intelligence unit Агата Демаре, Путин надеется, что после завершения обучения в этих странах будут рекламироваться ядерные технологии страны.

Россия начала переговоры с Саудовской Аравией и Катаром о поставках защитных систем S-400, в то же время российские военные вертолеты, самолеты СУ-25 и танки Т-90 уже поступили в арсенал иракской армии. Говоря о нефтяном и газовом секторе, в качестве примера возросших экономических действий России в регионе можно упомянуть недавнее сообщение этой страны и Ирана о готовности Москвы инвестировать 50 миллиардов долларов США в развитие иранского нефтяного сектора. Также принадлежащая правительству энергетическая компания "Роснефть" с сентября 2014 года начала получать примерно 30% нефти из месторождения Бадра на востоке Ирака, где Москва ранее провела целенаправленные инвестиции.

Какие у России успехи?

Если считаем, что интересы России в регионе Ближнего Востока - привлечь внимание американцев к этой части мира, а в случае их ухода использовать возможности для увеличения влияния, можем утверждать, что Россия добилась значительного успеха.

Особо успешно Путин сумел использовать события в контексте Арабской весны, которая началась в уже далеком 2011 году.

Активные помехи американцам в начале гражданской войны в Сирии осложнили разрешение конфликта и создали огромную нестабильность во внутренней политике страны, что вылилось не только в проблему Башара Асада, но и в развитие международного терроризма. Это в свою очередь заставило американцев обратить усиленное внимание на Ближний Восток практически на протяжении всего срока президентства Барака Обамы. Пока американцы были заняты решением сирийской проблемы, Владимир Путин мог продолжать начатые попытки усиления сферы влияния России в странах Восточной Европы. Например, в результате политического давления в 2015 году Армения присоединилась к руководимому Россией Евразийскому экономическому союзу, а в 2013 году в результате такого же давления украинский президент Виктор Янукович отказался подписать договор с Европейским Союзом. Нельзя исключать, что одна из причин, почему Владимир Путин в 2014 году все же решил действовать так смело и присоединил принадлежащий Украине Крым, связана с и видением, что США заняты в Сирии и не смогут достаточно быстро отреагировать на брошенный Путиным вызов. В свою очередь военная интервенция в Сирии на фоне пропадающего аппетита американцев быть в этой стране сделали Москву одним из самых сильных игроков в конфликте. Игроком, с которым надо считаться странам, которые хотели бы разрешить упомянутую напряженность.

Схожим образом и в Ливии поддерживаемый генерал Халифа Хафтар активно вовлечен в переговоры о повторном объединении страны, и без его военных сил невозможно говорить о возвращении стабильности. Пока Россия продолжает поставлять Халифу оружие, и в ливийском контексте это влияние будет неоспоримым.

Стоит отметить комментарий Агаты Демаре об отношениях стран Ближнего Востока и России. Она обоснованно считает, что реклама надежности России и основанная на сделках внешняя политика позволила многим странам региона увидеть в Москве полезную карту в переговорах с США.

Если эти страны по каким-то вопросам не смогут договориться с американцами, они могут угрожать пойти к России.

Будущее России в регионе

Прогнозируя будущее, сделаю предположение, что у России есть все шансы пытаться использовать "принцип скотобойни" в регионе Ближнего Востока и дальше. Однако, учитывая желание американцев уйти из региона и возложить большую ответственность на партнеров по безопасности - страны Персидского залива, такая стратегия может потерять актуальность. Стоит помнить, что еще во времена Барака Обамы США хотели больше своих сил переориентировать из Ближнего на Дальний Восток, и лишь упомянутая Арабская весна заставила вернуться в регион. Также заполнение вакуума США, что попыталась сделать Россия, успешно лишь в короткой перспективе.

Хотя Москва и сумела успешно найти способ обеспечения быстрой выгоды и показать свою неоценимость в решении вопросов на Ближнем Востоке и в Северной Африке, для сильного долгосрочного присутствия в регионе необходимы сильные союзники, которые реализовывали бы ее интересы.

У России в регионе есть лишь ослабленная войной Сирия. Даже Иран и Турция, которые вместе с Россией были вовлечены в формат Астаны, не доверяют Путину, и их сотрудничество ограничивается лишь Сирией (в случае с Ираном также вопрос преодоления ядерных санкций). Стоит учитывать, что сами страны Ближнего Востока и Северной Африки не особо заинтересованы в более тесной связи с Россией. Хотя им нравится разыгрывать российскую карту в переговорах с США, Вашингтон был и остается главным игроком, с которым считаются и к чьему мнению прислушиваются. Политические аналитики Бен Конабл и Бека Вассер также высказали интересное мнение, что самая большая слабость Москвы в регионе связана именно с развернутым оппортунизмом России. Оба считают, что краткосрочных успехов легко добиться, однако в то же самое время легко и потерять. Страны Ближнего Востока и Северной Африки могут легко расстаться с Россией, когда она им больше не будет нужна.

Перевод Русский TVNET

Izmantotie avoti:

  1. https://www.rand.org/blog/2018/05/the-limits-of-russian-strategy-in-the-middle-east.html
  2. http://www.world-nuclear-news.org/Articles/Russia-and-Jordan-agree-$10-billion-construction-p
  3. https://oilprice.com/Latest-Energy-News/World-News/Russia-Plans-50-Billion-Investment-In-Irans-Oil-Gas-Industry.html
  4. http://blogs.lse.ac.uk/mec/2018/05/03/between-baghdad-and-erbil-russias-balancing-act-in-iraq/
  5. http://blogs.lse.ac.uk/mec/2018/05/08/russia-in-the-middle-east-trust-no-one-but-sign-business-deals/
  6. https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-12-10/putin-sisi-set-to-finalize-30-billion-nuclear-deal-boost-ties
  7. https://www.youtube.com/watch?v=lW0HP7Xd2rs&t=192s
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх