"Часть Латгале подарят Видземе"; "Варакляны не на Марс же перенесут"; "Может, мне кровью подписать договор - я житель Видземе или Латгале"; "Вараклянцев бросили на рельсы" - это лишь некоторые из высказываний, посвященных предстоящей административно-территориальной реформе, по сценарию которой Вараклянский край войдет в состав Мадонского. Второй вариант - присоединиться к Резекненскому муниципалитету - был отвергнут жителями Вараклян. Остается вопрос: смогут ли сохранить свою идентичность варяклянцы, присоединившись к Видземе?
Отправляемся в единственный край Латвии, где спор о реформе оказался настолько горячим и полным эмоций, что Сейм решил провести опрос общественного мнения, в котором подавляющее большинство высказалось за то, чтобы войти в состав Видземе. К моменту нашего приезда страсти, похоже, утихли, но стоит только начать разговор об идентичности жителей Вараклян, как эмоции снова начинают бить через край.
Одни говорят, что Варакляны нужно присоединить к Мадоне, другие утверждают, что это "Латгалия до мозга костей", поэтому единственное правильное направление - Резекне.
Фактически народ Вараклян хотел бы сохранить свой край, но правительство не предлагает такой вариант. Ясно одно: реформа у вараклянцев вызвала кризис идентичности.
Особенные латгальцы
Когда я впервые приехала в Варакляны, у меня возникла одна ассоциация - "белый". Бледное небо над городской площадью, которое подпирают две белые иконические церкви. Варакляны не производят впечатления - да, это Латгалия! "Мы - это мы! Об этом не расскажешь в двух предложениях", - скажет позже кто-то из местных жителей. Большинство живущих здесь людей знают латгальский и считают, что вараклянский латгальский является самым чистым.