/nginx/o/2020/10/22/13429886t1heb95.jpg)
В Госдуму внесли законопроект, усложняющий процедуру уголовного преследования бывших президентов. Означает ли это начало транзита власти в России? DW поговорила на эту тему с двумя экспертами по праву.
Начать процедуру уголовного или административного преследования экс-президентов России и членов их семей скоро может стать значительно труднее, чем сейчас. То же касается проведения задержаний, арестов, обысков, допросов и личного досмотра бывших глав российского государства. Соответствующий законопроект, подготовленный сенатором Андреем Клишасом и главой комитета по конституционному законодательству в Госдуме Павлом Крашенинниковым, был внесен на рассмотрение в нижнюю палату парламента 5 ноября 2020 года.
DW обсудила возможные последствия этой инициативы для российского политического и правового поля с главой международной правозащитной группы "Агора" Павлом Чиковым и доктором юридических наук, экспертом по конституционному законодательству Еленой Лукьяновой.
Закон о гарантиях экс-президентам РФ уже есть
Закон о гарантиях президенту, прекратившему исполнение полномочий, существует в России с 2001 года, указывает Павел Чиков. В этом документе уже закреплены такие гарантии бывшему главе государства, как неприкосновенность, иммунитет от уголовной и административной ответственности и особый порядок возбуждения уголовного дела за тяжкие и особо тяжкие преступления, поясняет эксперт.
По словам Чикова, единственное, что изменится в случае принятия нового закона Клишаса и Крашенинникова - это порядок привлечения бывших президентов к административной и уголовной ответственности.
На сегодняшний день инициатором возбуждения уголовного дела в отношении президента, прекратившего свои полномочия, является председатель Следственного комитета (СК). "Он (председатель СК. - Прим. ред.) - основной из игроков в этом процессе", - подчеркивает Чиков.
"В поправках, предлагаемых Клишасом и Крашенинниковым, председатель СК вообще исчезает", - продолжает эксперт. При этом в процессе привлечения экс-главы государства к уголовной ответственности задействованы Государственная дума, Совет Федерации, Верховный и Конституционный суды.
Это осложняет процедуру привлечения к ответственности бывшего президента. Ведь там, где раньше требовалась инициатива главы СК, сейчас необходимо согласие двух коллегиальных судебных органов, указывает Чиков.
Госдума как следственный орган?
Есть в законопроекте и малопонятные места. Так, судя по тексту документа, обвинение в государственной измене и совершении тяжкого преступления экс-президенту теперь будет выдвигать Госдума, причем эту инициативу должны поддержать не менее одной трети депутатов.
Затем обвинение должны одобрить также Верховный и Конституционный суд, после чего Совет Федерации выносит итоговое решение. "При этом совершенно непонятно, кто проводит предварительное следствие и становится ли Госдума органом следствия в отношении бывшего президента," - отмечает Павел Чиков.
Со своей стороны Елена Лукьянова обращает внимание на то, что, согласно действующему закону о гарантиях экс-главе государства, бывший президент не может быть привлечен к ответственности за поступки, совершенные во время исполнения им президентских обязанностей. "Новый закон шире и предусматривает непривлечение к ответственности и (за деяния, совершенные. - Прим. ред.) после окончания полномочий президента", - отмечает эксперт.
Возможное начало транзита власти в России
Оценивая инициативу Клишаса и Крашенинникова с политико-правовой точки зрения, Елена Лукьянова говорит следующее: "Скорее всего, этот законопроект свидетельствует о том, что транзит власти начался и полномочия президента будут прекращены раньше, чем это предусматривает конституция".
"Неответственность президента может означать только то, что президент собирается уходить", - добавляет она.
По словам Лукьяновой, сама она никогда не допускала мысли о том, что Путин останется президентом России до 2036 года.
В свою очередь, Павел Чиков считает, что у новой процедуры привлечения экс-президента к правовой ответственности почти нет шансов быть примененной на практике. "В желаемом российскими властями бесконфликтном варианте передачи власти от действующего президента к будущему этот механизм привлечения бывшего главы государства к ответственности почти наверняка не будет задействован", - полагает он.
"А вот если будут какие-то иные способы смены власти, то, как показывают недавние примеры из истории соседних государств, таких как Кыргызская Республика, Армения или Украина, никакие особые гарантии неприкосновенности для бывших президентов от уголовного преследования и от тюрьмы их не спасут", - резюмирует эксперт.