Исторически сложилось так, что переход других стран от авторитаризма – или восстановление после демократической деградации – характеризуется готовностью оставить безнаказанными бывших держателей власти.
Как отмечает политолог Эрика Франц, 59% авторитарных лидеров, отстраненных от власти, просто "продолжили жить своей нормальной жизнью".
Тем не менее, в случаях, когда новые или возрожденные демократии не преследовали бывших должностных лиц, они часто создавали комиссии по установлению истины, предлагая амнистию в обмен на правдивую информацию и признательные показания для виновников преступлений. Этот подход наиболее широко использовался в Южной Африке после апартеида.
Нынешняя ситуация в США отличается тем, что Трамп уже находится под следствием по возможным преступлениям, не связанным с его президентством. И окружной прокурор Манхэттена, и генеральный прокурор Нью-Йорка расследуют деятельность Trump Organization на предмет различных форм мошенничества. Будучи якобы аполитичной, деловая практика Трампа бросала тень на его президентство, обещая сопроводить его бесстыдном кумовством и коррупцией. Даже если ему не удалось полностью превратить Соединенные Штаты в мафиозное государство по образцу Венгрии Виктора Орбана, это, по большому счету, сути дела не меняет.
Более того, если бы расследование в отношении Trump Organization было бы просто прекращено после ухода Трампа с должности, обвинение в том, что это были простые политические махинации, выглядело бы оправданным, особенно с учетом того, что упомянутые сотрудники правоохранительных органов являются демократами. С другой стороны, если расследование приведет к тюремному заключению бывшего президента, вооруженные сторонники Трампа могут решить взять закон в свои руки - и политические разногласия в стране как минимум усугубятся.