"Это разврат", "Вы рушите традиционные ценности", "Вот в советские времена никто о сексе не говорил, поэтому девочки в 16 не ходили беременные", "Насильников растите", "Педофилы, горите в аду", - это лишь самая "милая" часть того, что обычно появляется в комментариях под любым упоминанием полового просвещения для детей и подростков.
На уроках полового воспитания рассказывается об интимной жизни и физиологии человека – то есть о том, с чем мы сталкиваемся всю нашу жизнь от и до. Однако вот незадача – к прилагательному "интимный" с прочностью клея "Момент" прилип синоним "постыдный", закрыв собой весь обзор. Казалось бы, ну и ладно, семьи создаются, дети рождаются, инстинкты берут свое. И вот тут мы плавно подобрались к тому, что половое просвещение – это не только про секс. Это вообще может быть не про секс – достаточно и других тем, на которые необходимо говорить с маленького возраста.
Почему это так важно? Приведу в пример небольшую статистику:
- Примерно каждый пятый ребенок становится жертвой сексуальных домогательств и насилия в разных формах.
- В 90% случаев дети, перенесшие сексуальное насилие, знали людей, которые посягнули на их безопасность.
- Каждый третий малыш, подвергшийся насилию, никогда об этом не рассказывает.
Помимо насилия, незнание основ "науки об интиме" приводит к различного рода заболеваниям – как физическим, так и психологическим – и неумению выстраивать любого рода взаимоотношения.
О чем же говорить на уроках полового воспитания, если не показывать порнофильмы и не рассматривать учебники по камасутре?
Дошкольники
В возрасте двух-трех лет ребенка нужно учить "правилу трусиков" – по англоязычной аббревиатуре PANTS. Что это значит?
P – privates are private (приватное остается приватным) – интимные части тела, находящиеся под нижним бельем, принадлежат только тебе, и их можно позволять осматривать и трогать только родителям или опекунам и врачу в присутствии родителей или опекунов;
A – always remember your body belongs to you (всегда помни, что твое тело принадлежит только тебе) – никто другой не имеет права что-либо делать с твоим телом;
N – no means no (нет значит нет) – твои личные границы принадлежат только тебе. Ты имеешь право отказывать в прикосновениях, объятиях и пр. даже самым близким родственникам, если тебе сейчас не хочется контакта. Здесь нужно небольшое пояснение для родителей. Вспомните, с каким трудом в школе заучивались исключения из правил, а многие до сих пор их не осилили. А ведь это даже не школьник, это трехлетний ребенок. Поэтому если неприятной тете он обязан подставлять щеку для поцелуя, терпеть трепание по голове от родственника, увиденного первый раз в жизни, и смиренно ждать, когда его выпустят из ненавистных объятий, то почему он должен сопротивляться прикосновениям незнакомца, который, возможно, выглядит и пахнет приятнее, чем те, с кем родители заставляли контактировать;
T – talk about secrets that upset you (делись секретами, которые тебя тяготят) – есть хорошие и плохие секреты. Например, если кто-то сделал тебе неприятно, нарушил любое из предыдущих правил и назвал это "нашим маленьким секретиком", то о таких секретах всегда надо рассказывать близким;
S – speak up, someone can help (расскажи, и тебе помогут) – тебя не будут ругать и наказывать за плохие секреты. Вот этим людям – мама, папа, бабушка, воспитательница и т. д. – ты всегда можешь рассказать правду, и они тебе обязательно помогут.
Позволю себе добавить шестое правило – терминология. Да, нормальные, адекватные термины для всех частей тела, потому что чаще всего у ребенка есть глазки, носик, ручки, шейка, и вдруг откуда ни возьмись - перчик, конфетка, свистулька, солнышко, краник… Что в этом плохого? Вот вам реальная история. Приходит девочка в детский садик, сидит задумчивая в уголке, аппетита нет. Воспитательница спрашивает, что случилось, а девочка ей на ушко шепчет: "Витя у меня вчера печеньку кушал и маме сказал не говорить, я тебе по секрету рассказала". Звучит вполне себе безобидно, в саду по сто раз на дню вопли и крики из-за того, что кто-то у кого-то конфету отобрал. Только вот что касается этой истории, то через много лет всплывает факт, что Витя – это сорокалетний мамин брат и на глютен у него аллергия. Да, вы все правильно поняли.
В этом возрасте занятия по половому воспитанию стоит проводить совместно с родителями, чтобы формировать общие представления и доверие в семье.
Младшие классы
Снова проговорить "правило трусиков", добавив к нему правило "поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой". Тебя нельзя трогать – но и других трогать тоже нельзя.
Также в этом возрасте дети становятся более самостоятельными, многие начинают ездить на ночевки к друзьям и в детские лагеря, поэтому стоит затронуть тему личной гигиены – как правильно мыться, почему это важно и к чему приведет неправильный уход.
Повторить терминологию. Помимо рассказанного в прошлой части, это поможет детям воспринимать части себя не как что-то постыдное, а как естественное, любить свое тело и уважать чужое. А также, что очень важно, поможет предотвратить проблемы со здоровьем, ведь инфекции и заболевания "там" передаются не только половым путем и могут возникнуть в любом возрасте. Но вот если тема половых органов будет преподноситься исключительно как табу, то и ребенку будет стыдно признаться в дискомфорте или боли.
Средняя школа
На тему личных границ можно говорить бесконечно, и в возрасте, когда начинают происходить гормональные изменения – тем более. Ведь если с чужими дядями-тетями все понятно, то как вести себя с одноклассниками и одноклассницами, которые начали так резко меняться и вызывать интерес? Вспоминаем все те же детсадовские правила – да, они работают в любом возрасте. А еще вы теперь достаточно взрослые ребята и можете в большинстве случаев легко пользоваться устной или письменной речью. Очень хочется дернуть вон ту симпатичную девочку за лямку лифчика? Без проблем – спроси, дождись ответа.
Кстати об ответах. В средней школе пора подробнее поднимать тему культуры согласия, и в этом возрасте опять же это совсем не про секс, а про любое вторжение в личные границы. В период полового созревания очень важно уяснить, что согласие – это только трезвое, четкое, уверенное "да", сказанное без давления и манипуляций.
Также необходимо обговорить опасность гендерных ролей в том аспекте, в котором девочки представлены как недоступные принцессы в высоких башнях, а мальчики выступают в роли рыцарей, завоевывающих сердце прекрасной дамы. Если честно, меня передергивает от этой псевдоромантики в кино, когда она ему отказывает, но он не сдается и продолжает преследовать ее, дежурит под окнами дома и офиса, заваливает письмами и букетами, а в конце притягивает к себе, она сначала вырывается, но он крепко сжимает ее в своих объятиях и крепко целует. Зал смахивает слезы умиления и аплодирует стоя. Только вот жизнь, увы, не съемочная площадка, и в темном подъезде вас будет ждать не Бен Барнс под ручку с Тимоти Шаламе, а Васян из соседнего двора. И это еще повезет, если он окажется интеллигентным мальчиком.
Поэтому даже если в меня сейчас прилетит куча камней за то, что я пропагандирую убийство романтики, я продолжу стоять на своем. И девочки, и мальчики должны научиться говорить "да" и "нет" тогда, когда они действительно имеют в виду "да" и "нет", и перестать играть чувствами друг друга, потому что "девочка должна быть недоступной", а "мальчик должен завоевывать". Никто никому ничего не должен.
Меняющееся тело несет за собой и изменения в уходе за ним, поэтому стоит напомнить и об усиленной гигиене. А также поговорить о МЕНСТРУАЦИИ – самой страшной теме всех времен и народов. Я правда не понимаю, почему эта тема настолько табуирована, что о ней даже думать можно только шепотом. Нет, я не говорю о том, что об этом нужно сообщать каждому встречному, здесь идет речь о несотворении культа сатаны из естественного процесса.
Лично на моей психике оставила очень даже сочный отпечаток ситуация, когда я в возрасте 13-14 лет выкидывала аккуратно завернутую в упаковку прокладку, моя бабушка это увидела, сделала страшные глаза и быстрым шепотом приказала заворачивать все еще в лист старой газеты. А лучше в два. У нас же в квартире живут папа и дедушка – вдруг они снимут крышку с мусорного ведра и увидят содержимое. После этого я переживала и за то, что теперь по газетке все догадаются, мы же ничего больше так не заворачиваем. Или вообще – пока я буду возиться на кухне с газетой, кто-нибудь зайдет и спросит, что я делаю. И пока мои сверстники страдали от страха темноты или высоты, моей фобией было выбрасывать прокладки в мусорное ведро. Конечно, я не рассказала никому об этой ситуации – стыдно же. Поэтому (снова слышу свист летящих в меня камней) об этом можно и нужно говорить. Да, и с мальчиками тоже, например, чтобы потом мужчины на полном серьезе не разглагольствовали о том, что у нормальных девушек, ведущих скромный образ жизни, месячных не бывает. К сожалению, это тоже не фейковая история.
Ну и, конечно, в этом возрасте уже начинает происходить частичная сепарация от родителей, чаще всего мама с папой перестают быть доверенными лицами подростков, поэтому в этот момент необходимо узнать о том, что ты не остаешься один на один со своими проблемами и страхами. Например, в Латвии действует кризисный и консультационный центр Skalbes с круглосуточным телефоном доверия 116123.
Старшеклассники
В идеальном мире все описанное ранее вызубрено к 15-16 годам назубок, все живут в уважении друг к другу, и остается поговорить только на "пикантные" темы.
В неидеальном мире все проговаривается снова, но уже более взрослым языком, однако финал предполагается таким же.
Да, с подростками важно и нужно говорить о сексе. Дорогие родители, ваши деточки уже давно не деточки, и чем больше вы будете делать из секса таинство сатанинского культа, тем меньше вы будете знать. Это в лучшем случае. А в худшем – привет, подростковые беременности, аборты в ванной у подружки и букеты ЗППП. Ну и вообще, запретный плод сладок. Так если все равно чему быть, того не миновать, то, может, стоит помочь подрастающему поколению избежать ошибок и бед? Я считаю, что с подростками нужно открыто и честно говорить о контрацепции, а также сделать ее доступной. Ну и со взрослыми, конечно, было бы неплохо проводить беседы. Например, о том, что если подростки покупают презервативы, то их нужно не осуждать, а поощрять.
И, конечно, личные границы и концепция согласия – без них никуда в любой из тем, а в этой – особенно.
И снова о родителях. Довольно популярно мнение о том, что просвещением такого рода должны заниматься дома, а не устраивать "групповушку" в школе. Так вот дети, а особенно подростки, считают это чистой воды кринжем. И я не могу с ними не согласиться. Ну вспомните себя. Я уверена, только единицам не хотелось умереть в такие моменты. И вообще, ведь тогда и математику, и историю можно учить дома. Но проблема не только в нехватке времени, но и в том, что далеко не у всех есть необходимое образование, чтобы донести информацию до детей просто и доступно, и более того – чтобы дети ее восприняли. Поэтому давайте в вопросах жизни и здоровья полагаться на профессионалов.
Так вот, уважаемые взрослые, детям очень нужно половое просвещение. И, не дожидаясь комментариев в стиле "а у тебя самой-то дети есть?" или "вот родишь - поймешь", скажу сразу: да, у меня нет детей. Но... Я была ребенком. Я была подростком. Я росла без уроков полового просвещения в среде с тысячами табуированных тем, и это повлекло за собой последствия, которых можно было легко избежать.
Поэтому я желаю нынешним детям стать мудрее, чем предыдущие поколения.