Подобная стратегия имеет двойной эффект: онаслабляет влияние критики, подменяя аргументы прямыми оскорблениями, и создает иллюзию, что оппонент слаб или необъективен.
В Кремлевской пропаганде термины "фашист" и "русофоб" используются как универсальное оружие. Чтобы не попасть в эту ловушку, важно не отклоняться от сути дискуссии и возвращать разговор к фактам.
"Если кто-то осмеливается критиковать действия России, кремлевская пропаганда тут же отвечает: этот человек - русофоб, фашист, агрессор, марионетка. Это не спонтанная реакция, а хорошо выстроенная стратегия", - объясняет Хиршс.
Механизм этой тактики прост: "Не слушайте его, потому что...", - за этим неизменно следуют личные обвинения, призванные сместить фокус с обсуждения проблемы на дискредитацию критика.
Кремль начал обвинять Латвию, Литву и Эстонию в русофобии и фашизме еще в 1990-х годах. На протяжении десятилетий лидеры Балтийских стран вынуждены были отбиваться от этих безосновательных обвинений.
"Только в последние годы, когда Кремль начал называть "нацистами" уже и американцев, и британцев, и французов, Запад наконец понял, что эти ярлыки - не критика, а пропагандистская манипуляция", - подчеркивает Хиршс.