/nginx/o/2018/07/09/8478996t1hd654.jpg)
В 2008 году Рауль Кастро перенял власть в стране, где большая часть людей не могла быть владельцами компьютера или мобильного телефона, выезжать без разрешения из страны, создавать частные предприятия и входить в предусмотренные для туристов гостиницы. В течение десяти лет Куба сильно изменилась. Однако в четверг, когда Кастро покинет должность президента после двух сроков, он оставит в наследство своему последователю более глубокие проблемы, чем те, которые в свое время унаследовал от брата Фиделя Кастро, сообщает агентство AP.
Сейчас на Кубе насчитывается почти 600 000 частных предпринимателей, более пяти миллионов мобильных телефонов, обширный рынок недвижимости и один из самых быстроразвивающихся в мире аэропортов. В этом году тысячи кубинцев в своих домах подключили интернет, хоть он там и очень ограничен. Показатели туризма более чем удвоились с 2015 года, когда Кастро и тогдашний президент США Барак Обама возобновили дипломатические отношения. Сейчас Кубу посещают почти 5 миллионов туристов в год.
Однако в плановой экономике Кубы на предприятиях, принадлежащих государству, по-прежнему трудоустроены примерно три четверти работающих. В частном секторе рост остановился. Средняя зарплата в госсекторе составляет всего около 25 евро в месяц, в результате чего многим сотрудникам приходится полагаться на поддержку родственников, проживающих за рубежом, или же воровать на рабочем месте.
В последние два десятка лет крупнейшую финансовую поддержку Кубе оказывала Венесуэла, которая сейчас переживает гиперинфляцию и очень тяжелый экономический кризис. Нового «донора» у Кубы пока что нет.
Неспособность или нежелание Рауля Кастро реформировать Кубу дает понять, что государством будет руководить следующий президент. «Народ Кубы еще не подготовился к тому, каким будет правление без Рауля или Фиделя», - рассказывает 27-летний блогер Ясель Пандор Кунаквеба, характеризующий себя как марксиста. «Мы входим на неизведанную территорию».
Ежегодно Кубу покидают десятки тысяч образованных профессионалов. Это ставит государство в непростую ситуацию - с достойной для государства третьего мира экономикой с одной стороны и демографической «ямой», более напоминающей страны Западной Европы, с другой.
/nginx/o/2018/07/09/8478989t1hf460.jpg)
После рецессии 2016 года экономика пережила небольшой рост, однако у экспертов есть сомнения в корректности данных, предоставленых правительством. Находящаяся у власти коммунистическая партия диктует политическую жизнь и не допускает публичной критики. Настроение жителей пессимистичное - мало кто ждет, что ситуация улучшится.
«Несмотря на то, кто в апреле переймет власть, его политическое будущее зависит от вопроса экономики», - указал бывший советник министра иностранных дел Хосе Рауль Виера. «Дадут ли молодежи мечтать, строить самим свое будущее. Это основывается на уровне материального благосостояния, которого государство сможет достичь».
/nginx/o/2018/07/09/8478993t1he465.jpg)
Фидель Кастро оставался в должности президента, пока болезнь не вынудила его уйти и оставить должность брату. Фидель Кастро умер в 2016 году. Рауль Кастро говорил, что покинет должность в 2018 году. Ожидается, что Кастро на должности президента сменит 57-летний вице-президент Мигель Диас-Канель Бермудес.
86-летний Кастро сохранит должность первого секретаря Коммунистической партии, однако ожидается, что в активную политику он больше не пойдет.
В одной из последних речей прошлого года он призвал отменить существующую в государстве двухвалютную систему, к которой одним образом ценность кубинского песо составляет примерно 4 цента доллара, а другим образом - почти 1 доллар. Целью системы было защитить внутренний рынок «национальными деньгами», а для сделок с другими странами использовать другую валюту. Очень возможно, что реформирование этой системы станет последней и самой важной рабочей задачей последователя Кастро. Считается, что конец двухвалютной системы чрезвычайно необходим для экономического роста Кубы, однако он несет высокие риски инфляции и неэффективности госпредприятий.
Следующему президенту Кубы придется добиться равновесия между стимулированием роста экономики и обеспечением стабильности для миллионов кубинцев, жизнь которых зависит от обширного госсектора и доступности дешевых, субсидированных государством продуктов.