Редактор дня:
Aleksandrs Ovsjaņņikovs
Cообщи

Синдром ПБК: почему мы считаем русского человека идиотом?*

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
Фото: Flickr.com/flash.pro

Наконец, выяснилось, почему так туго идет интеграция живущих в Эстонии людей, для которых родной язык русский. Во всем виноват ПБК, а точнее –эти обнаглевшие и тупые правительственные и городские чиновники, которые ведут себя, исходя из логики хуторянина, а потому заказывают для русскоязычного населения информационную кампанию на ПБК, пишет центрист, член совета района Мустамяэ Всеволод Юргенсон.

Нападки на ПБК как орган кремлевского одурманивания русскоязычного населения начались уже некоторое время назад, когда на нем «неожиданно» заметили заказанную государственными службами и Таллинской городской управой информацию, но особое внимание к теме привлекла президент Кальюлайд в своем подводящем итоги года интервью Postimees, которая сочла, что: «Если мы говорим, что для нашего государства важен канал ПБК , потому что через него мы доходим до людей, то что это еще означает? Что мы не в состоянии дойти до своих людей при посредстве своих каналов. Давайте дадим эти деньги каналу ЭТВ+. Я считаю, что можно было бы прекратить функционирование Таллинского ТВ как городского канала и объединить его с телеканалом ЭТВ+».

Очень хорошо, что хоть так прозвучали и слова правды насчет того, что «мы не в состоянии», но, к сожалению, заявление президента на этот раз лишено практической ценности.

Что не так в картинке на телеэкране?

Ни ПБК при всем своем коварстве, ни ЭТВ+ при всей своей неоспоримой беспомощности

не виноваты в том, что многие наши соотечественники получают информацию с востока.

Торможение процессов интеграции имеет совсем другие причины – о них речь ниже. Но, если уж зашла речь о телевизионном ландшафте, то остановимся вкратце и на этой теме.

То, что внимание русскоязычных зрителей привлекают в основном телеканалы соседнего с нами государства – это вина отнюдь не только ущербной концепции телеканала ЭТВ+. Просто, у телевидения большого государства больше возможностей создания привлекающих зрителя программ. Нет смысла даже мечтать о том, что мы сумеем создать для русскоязычной публики такие передачи, как «Лучше всех» с Максимом Галкиным или «Поле чудес» с Леонидом Якубовичем. Их, насколько мне известно, смотрят и многие эстонцы, в чем я ничего плохого не усматриваю,

поскольку никакой кремлевской пропаганды в развлекательных передачах днем с огнем не сыщешь.

На самом деле, самая большая проблема – это явное падение общего уровня передач Эстонского телерадиовещания. Причем это проявляется не только в скучных и, словно бы создаваемых любителями, а не профессионалами, да еще против своей воли, собственных передачах ЭТВ+, но и в ощутимом пожелтении и падении качества собственных передач «материнского» ЭТВ. Как можно полностью разбалансировать новостные передачи, наглядно видно по лучшим сюжетам «Актуальной камеры», но ЭТВ умудряется благодаря ведущим создавать странно тенденциозными и, мягко говоря, дурацкими даже передачи о новостях культуры. Кого может привлечь такая программа?

А ЭТВ+ - это совершенно необычное явление с совершенно неопределенной целевой аудиторией. Русскоязычный человек переключит телевизор на ЭТВ+, чтобы посмотреть хороший фильм на иностранном языке, но тут же выясняется, что субтитры даются только на эстонском. Вот тебе и русскоязычный канал! Разумеется, второй раз он уже счастья пытать не будет, и в дальнейшем будет отслеживать ПБК или какой-нибудь другой русскоязычный канал.

Мы можем закачивать в ЭТВ миллионы, но если не требовать от руководителей телевидения отчета о затратах и ответственности за провалы своих фантастических идей, нет смысла ждать и положительного результата. Не будет это ЭТВ+ работать, поскольку нет ни четкой цели, ни мотивации. Хотим мы того или нет, но большинство русскоязычных так и будет отслеживать российские телеканалы, потому что там есть, что посмотреть.

И не несется оттуда постоянно что-то чернящее Эстонию, и не транслируется непрерывно кремлевское промывание мозгов.

Зато там качественные развлекательные передачи и качественные новости, хотя в них и бывает некая доля пропаганды. Но почему мы считаем русского человека априори идиотом, воспринимающим как истину в последней инстанции все, что ему в ухо надуют? Способные к анализу эстонцы уже давно способны отличить серьезные новости от политической пены, взбитой партийными пиарщиками. Люди совсем не так глупы, ни здесь – в Эстонии, ни в России, чтобы принимать всерьез пошлую пропаганду. Смотрят все-таки то, что действительно интересно.

Что же на самом деле мешает интеграции?

Президент беспокоится, что не в состоянии через свои каналы дойти до своих людей. Вот, в этом-то и кроется суть. А хотим ли мы вообще считать своей ту треть населения, для которой родной язык – русский?

Все эти 25 лет внушается недоверие к этим русскоязычным людям, переехавшим в Эстонию в основном в результате промышленной экспансии Советского Союза. Ожидалось, что сразу после восстановления независимости они массово хлынут обратно в Россию. Но этого не случилось. Тогда начались осторожные разговоры об интеграции, но на деле принимаемые для этого меры оказались половинчатыми.

Диалог с русским сообществом повис в воздухе самым постыдным образом. И виноватых в этом надо искать по обе стороны.

Бесспорно, недоверие укрепили не отличающиеся деликатностью заявления некоторой части русского сообщества и ее судорожные попытки подчеркнуть свой особый статус. В то же время эстонцы не могли ни на секунду расстаться с навязчивой идеей, что все говорящие по-русски сжимают в кармане кулаки и устремлены мыслями к Москве.

И не могло эту ситуацию смягчить ни активное участие многих замечательных русских по национальности людей в политической, научной и культурной жизни, ни свободно льющаяся из уст родившихся здесь молодых русских эстонская речь, ни их соучастие и сопереживание судьбе их родины. Все равно и до сих пор продолжаются разговоры о пятой колонне и исходящей из Ласнамяэ** опасности.

Клеймением ПБК не достигается ничего, кроме того, что часть русскоязычного населения становится еще более восприимчивой к враждебной Эстонии пропаганде, а кризис доверия все углубляется.

Я прошу нашего президента, политиков, общественных деятелей Эстонии, представителей русского сообщества – не допустим ослепления синдромом ПБК, не дадим отвлечь наше внимание от действительно насущных проблем! Давайте продолжать интеграцию, каким бы сложным и трудоемким этот процесс ни оказался, потому что другого выбора быстро глобализирующийся и генерирующий новые угрозы мир нам не оставляет. Эстонцы смогут чувствовать себя хорошо только тогда, когда все живущие здесь люди будут готовы встать на защиту своей страны, когда улучшится жизнь и русскоязычного населения. Тогда и эстонцы будут чувствовать себя в своей Отчизне уверенно.

А какой телеканал смотреть человеку, пусть каждый решает сам.

Мы ведь не хотим возврата во времена, когда все за нас решали мудрые и никогда не ошибающиеся вожди.

Единственная возможность реально запустить процесс интеграции - это доверие и сотрудничество. Забудем обиды! Откажемся от взаимных обвинений! Продолжим жить как единый народ на счастливой и свободной земле!

*Русский TVNET счел необходимым опубликовать этот комментарий, поскольку как интеграционные процессы, так и проблемы с государственными СМИ на русском языке в Эстонии и Латвии практически идентичны.

**Ласнамяэ (эст. Lasnamäe) — крупнейший по численности населения район (часть города — эст. linnaosa) Таллина, столицы Эстонии. Район является исторически русскоязычным, причём доля эстонцев в нём продолжает сокращаться и в постсоветский период.

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх