«Если консолидация приводит к образованию аморфных, очень широких образований, в составе которых, так сказать, есть все от социалистов до фашистов, тогда это не имеет никакого смысла», - подчеркнул эксперт.
Политолог Ивета Кажока тоже не думает, что происходящие процессы свидетельствуют о консолидации сил. Сейчас наоборот появляются новые партии, происходит раскол некоторых политических организаций. Кроме того, за год до выборов сложно предугадать, в каких комбинациях партии пойдут на выборы в Сейм и с какими договоренностями.
Прогнозы делать рано, но потенциал появления «новых лиц» высокий
Комментируя возможный расклад сил в новом созыве, Икстенс сказал, что не стоит скидывать со счетов «Единство», потому что попытки реанимировать партию уменьшают сомнения в том, что партия не сможет одолеть 5% барьер. Из тех политических организаций, которые еще не представлены в парламенте, особенно сильной выглядит Новая консервативная партия, а возможные успехи остальных «новых партий» политологу не кажутся слишком обнадеживающими.
Директор центра исследований общественного мнения SKDS Арнис Кактиньш агентству ЛЕТА сказал, что потенциал для возможных перемен в составе парламента достаточно высок. Но это не означает, что потенциал автоматически будет реализован. Ситуация зависит и от политической элиты, того, что она сможет предложить избирателям. Эта ситуация не уникальна для Латвии, добавил Кактиньш.
Потенциал для значительных перемен был и раньше, заметил социолог. Но, по его мнению, то что у власти в основном остались те же люди, не закономерность, и ситуация могла быть иной.
Показатели уровня доверия Сейму в последние месяцы значительно не поменялись. По данным SKDS, в октябре 14,1% опрошенных заявили, что доверяют парламенту, 75,9% - придерживались противоположного мнения, а еще 9,9% населения не смогли ответить на этот вопрос. Ситуация с доверием правительству кардинально не отличается, но показатели чуть лучше. Правительству доверяют 17,1% опрошенных, 72% - не доверяют, а 10,9% не могут дать ответ на этот вопрос,
Кактиньш указал, что эти показатели важны, но пока нет предпосылок к тому, чтобы уровень доверия значительно изменился.