Редактор дня:
Sergejs Tihomirovs
Cообщи

От туриста — до террориста: кому запрещено снимать здание Кабмина

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
Фото: flickr.com/Martin de Witte

Несмотря на то, что в целом обстановка в Латвии намного спокойнее, чем в Европе, наше правительство тоже озабочено рисками терроризма и вопросом предотвращения возможных угроз. Для этого были приняты поправки к правилам, которые запрещают фотографировать и снимать на видео объекты так называемой критической инфраструктуры. То есть – потенциально интересные возможным террористам.

В число запретных попало и историческое здание, у которого любят фотографироваться и рижане, и туристы — здание Кабинета министров. Где еще нельзя фотографироваться и что будет с фотолюбителем, неосторожно доставшим фотоаппарат на аллее Бривибас?

Критическая инфраструктура — это объекты, которые жизненно важны для функционирования общества, обеспечения здравоохранения, обороны, безопасности, экономического и социального благополучия людей. Уничтожение или нарушение работы может существенно повлиять на население. К таким объектам, например, относятся гидроэлектростанции, газопроводы, транспортные системы, а также здание правительства и другие.

Однако представитель Министерства внутренних дел Гунта Скребеле обращает внимание на то, что решение правительства не означает массовый запрет на съемку. Управляющие такими объектами сами должны будут принять решение запрещать или не запрещать фотографировать. И тогда возле объектов критической инфраструктуры будут установлены указатели «Без согласования фотографировать и снимать запрещено».

«Контролем будут заниматься сотрудники служб безопасности вместе с владельцами объектов. Хотя, уже сейчас спецслужбы, оценивая риски, рекомендуют запретить видео-фотосъемку и другие виды документирования отдельных важных объектов инфраструктуры. Нормативные акты не предусматривают механизмов информирования людей о наличии таких запретов. Опыт других стран показывает, что перед терактами или другими преступлениями их организаторы проводят разведывательные мероприятия, снимая на видео, фотографируя или иным способом документируя объекты, режим их охраны и другую важную информацию», — поясняет Скребеле.

Военный эксперт Валдис Воинс считает, что ничего сверхъестественного в таком запрете нет.

Об объектах критической инфраструктуры беспокоятся во всем мире, поскольку они могут представлять интерес для злоумышленников.

«Везде защищают подобные объекты. Никто не может пресечь фотографирование публичной зоны, но отдельные объекты, которые действительно являются объектами критической инфраструктуры — они, конечно, могут представлять интерес для определенных людей, чтобы произвести какие-то действия. Может быть, это усилит безопасность, даст основания охранным службам запрещать фотографирование объектов и другие разведывательные мероприятия», — говорит Воинс.

Впрочем, по мнению военного эксперта, все эти объекты уже давно сфотографированы со всех возможных ракурсов, а эти снимки с легкостью можно найти в интернете.

Кстати, туристы могут не беспокоиться, что сделав селфи напротив здания Кабинета министров сразу же окажутся за решеткой. По словам главы Латвийского объединения юристов Рихарда Бунки, здесь важно обратить внимание на слова Полиции безопасности — запрет распространяется на тех людей, которые ведут целенаправленную деятельность. А вот что касается прав человека, то с этим все в порядке, Конституция Латвии предусматривает такие запреты.

«116 статья подразумевает ограничение некоторых прав и свобод, в том числе и на свободу передвижения, на свободу распространения информации. Вопрос заключается лишь в том, как на практике человеку не угодить в неприятную ситуацию. Потому что кто-то приехал, может быть, на Рижское водохранилище, захотел сделать фотографию на память, а там — объект. Что делать? Получается, он нарушитель? Здесь нужно обратить внимание на слова Полиции безопасности про людей, которые ведут целенаправленную деятельность. Туриста вряд ли кто-то будет привлекать, если обнаружатся его туристические цели», — рассказывает Бунка.

Тем временем фотограф Валерий Стройкин говорит, что уже сейчас представители этой профессии сталкиваются с некоторыми запретами на территории Латвии и других стран Евросоюза. В основном фотографировать и снимать нельзя на частной территории. В этом случае к фотографам подходят сотрудники охраны или муниципальной полиции с просьбой прекратить съемку. Что касается новых правил правительства, то, по мнению Стройкина,

осуществлять контроль за людьми с фотоаппаратами будет практически невозможно.

«[Ограничения] существуют, они были всегда, но я не вижу механизмов для их реализации. У всех сейчас есть фотоаппараты в телефонах, и проконтролировать это практически нереально. Все фотографируют на свои телефоны и никто их за руки взять не может. Ограничения, разве что, можно как-то применять к тем, кто ставит штативы, устанавливает большую камеру...

Суровость закона будет компенсироваться необязательностью его исполнения. Я более чем уверен, что будет именно так. Вряд ли кто-то серьезно станет фотографировать Кабинет министров с какими-то там плохими целями, потому что этих фотографий и так уже много. Те, кому надо, они будут их использовать. А обычный человек, который захочет сфотографироваться на фоне какого-то правительственного здания — во-первых, он никакого вреда не нанесет, а во-вторых, не будут же следить за каждым человеком. Проехать на машине и сфотографировать — это две секунды. Никто не сможет это проконтролировать, так что я считаю, что это бессмысленная вещь», — говорит фотограф.

Добавим, что одобренные правительством поправки предусматривают также другие меры по предотвращению рисков терроризма на объектах критической инфраструктуры. В частности, проведение теоретических и практических учений по безопасности для работников таких объектов.

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх