Редактор дня:
Alexandra Nekrasova

Опасное наследство Biolar в Риге: сырье или отходы производства? (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
Фото: фото читателя TVNET

В конце ноября практически в центре Риги - на улице Бривибас в районе ВЭФа - бдительные граждане обнаружили большое количество химикатов. Инспекторы службы охраны среды оперативно провели проверку - причем с привлечением полиции, оцепившей территорию. Хранившая на бывшей промышленной территории «химия» была квалифицирована как опасные отходы производства, вредные для окружающей среды. Представители химического завода Biolar с этим категорически не согласны.

Примерно так выглядит ситуация, встревожившая рижан. Еще бы - десятки тонн опасных химических отходов вдруг обнаруживаются в центре города! И выглядят они весьма неприглядно - взгляните на фотографии, помещенные на сайте государственной службы окружающей среды. Свидетели утверждают: хранится все это почти без присмотра, на доступной и не особо охраняемой территории. Маркировки стерты, но не некоторых бочках есть надписано «Яд».

Сайт госагентства окружающей среды

Не удивительно, что у ворот бывшей промзоны на улице Бривибас, 222, где давно уже не ведется производство, в ту ноябрьскую пятницу выстроились репортеры, интервью и комментарии причастных к происшествию показало латвийское телевидение. Разумеется, портал TVNET тоже транслировал новости по мере их поступления.

Тему вели и разрабатывали наши латышские коллеги, в распоряжении которых попали также фотографии и описания читателя, не однажды побывавшего на месте событий - в том числе, и задолго до ноября 2016 года. Связавшись с Рижской думой они выяснили, что среди депрессивных, деградирующих среду, территория не числится. А значит, за порядок здесь ответственны владельцы территории.

Желание высказаться по существу и сформулировать свою точку зрения выразили и представители Олайнского химического завода «Биолар». Тем более, что во время экстремальной ноябрьской проверки территории инспекторами им слова для комментариев не давали. Представители предприятия побывали у нас в редакцию.

Директор завода Николай Самодуров и главный механик Виталий Буковскис считают, что ни одно из хранившихся на их рижской территории вещество не представляет опасности ни для человека, ни для окружающей среды.

Сама территория, на которой сейчас работают несколько арендаторов, находится под охраной - с охранной фирмой у завода заключен договор. При этом представители завода согласны, что нарушения - в том как хранились химические вещества - действительно были.

Объясняя свою точку зрения, представители завода предложили обратиться к истории предприятия. И вообще взглянуть на проблему шире.

Рижская территория «Биолара» некогда была заводом по производству пищевой лимонной кислоты. А затем - заводом химреактивов. Производство там давно не ведется.

Так что химикаты, оставшиеся с давних времен, хранятся там даже не восемь лет, как утвержали встревоженные рижане, а значительно дольше. Как Олайнский завод, так и эта его рижская территория достались новым владельцам в ужасающем состоянии.

В 90-е годы крупные производства останавливались и разваливались у нас везде. И в Олайне все стояло вмертвую, когда владельцем некогда мощного завода стал предприниматель Юрий Петрович Данилко. На тот момент было там всего 25 человек охранников, разруха в производственных корпусах и территории в 20 гектаров. Но новые владельцы смогли возродить производство и вписаться в рынок современной химии.

Что такое сегодня «Биолар»? Завод сделал новый продукт, стал стратегическим партнером концерна BASF, и налоги в латвийский бюджет - миллионные!.. - тоже платит.

...Пока директор завода Николай Иванович Самодуров нам все это рассказывает, мы с коллегой упорно пытаемся вернуть разговор к главной для нас теме, к поводу нашей встречи в редакции.

Люди ведь не обязаны знать назубок таблицу Менделеева... И рижане просто хотят быть уверены в том, что их здоровью и безопасности ничто не угрожает. В том числе и химикаты на пост-индустриальных территориях.

Хотелось бы точно знать, что вездесущие мальчишки, пробравшись за забор, не траванутся там какой-нибудь гадостью.

«Вот в этом, - говорит нам господин Самодуров, - вы как и все остальные рижане, можете быть абсолютно уверены». Никакой опасности для жизни и здоровья людей ни одно из химических веществ, остававшихся на нашей территории, не представляет. Именно в этом нас просят заверить рижан.

«Зачем было панику поднимать и такое «маски-шоу» устраивать?» - недоумевает директор.

По его словам, погруженные на палеты химикалии были уже подготовлены к вывозу, а с предприятием, которое занимается их переработкой, как раз завершались переговоры.

Директор разворачивает и подробный план территории, который предусмотрительно захватил с собой. Показывает, как именно перекрыт доступ к месту хранения химикатов. А вот

считать «рижские» химикаты отходами, подлежащими утилизации, руководитель «Биолара» категорически не согласен.

С его точки зрения, для химического производства это потенциальное сырье, и денег стоит. Но дальнейшее использование «наследства» связано с большими трудностями и затратами.

А вот стиль и формат проведения экстренной проверки на территории, принадлежащей предприятию, вызывает у руководства недоумение. Представитель завода не был допущен на оцепленную полицией территорию. Соответственно,

не было и возможности задействовать и аварийную команду, созданную на предприятии после аварии, случившейся в грузом «Биолара» на Кундзиньсале в 2009 году. Вот тогда опасность действительно была реальной, но решалась проблема в совершенно ином стиле.

А если опасность, по мнению проводивших проверку, была и сейчас, разве не аварийщики должны были заниматься этими химическими веществами?..

Так что же именно произошло в ту злополучную ноябрьскую пятницу? Вот как выглядит ситуация, с точки зрения представителей «Биолара». Чтобы охарактеризовать ее, придется перейти на личности. Представителем «Латвияс газе», 25 ноября обнаружившим большое количество «опасных химикатов» на рижской территории был не кто иной, как Винетс Велдре - ныне он аналитик «Латвияс газе», а ранее дважды занимал министерский пост (министра здравоохранения и министра обороны).

Господин Велдре прибыл на территорию в связи с обнаруженным здесь несанкционированным подключением газа. А обнаружив химикаты позвонил прямиком министру охраны среды и регионального развития Каспарсу Герхардсу. Далее был еще звонок - на телефон 112, и чрезвычайно оперативная реакция инспекторов службы охраны окружающей среды.

Вечер пятницы - самое время для спецоперации с полицейским оцеплением и конфискации химикатов, десятилетиями вообще никого не заботивших...

Кстати, в новостных сообщениях по поводу этого ноябрьского ЧП

прошла информация, что химикаты, хранившиеся на рижской площадке «Биолара» были конфискованы. Нет, в конечном итоге они были отправлены на переработку самим предприятием - в фирму, с которой ранее об этом уже шли переговоры.

А вот окончательного вердикта со стороны государственной службы окружающей среды о том, насколько опасными оказались химикаты, взятые на анализ, пока не последовало.

Свое слово уже сказали специалисты «Ригас уденс»: правда, взять пробы воды из давно не использовавшихся «колодцев» вблизи рижской территории «Биолара» и не удалось, но уже есть уверенность в том, что в общегородскую систему водоснабжения и канализации какие-либо химические загрязнения с этой территории не попали. Пока не прозвучало подтверждений и предположению о том, что на данной территории, возможно, располагалась и некая нелегальная химическая лаборатория.

Есть разные мнения о том, насколько (и в каких именно дозах) опасен для здоровья человека гидроксид бария - одно из четырех химических веществ, хранившихся на территории. Старшее поколение, возможно, вспомнит ту белую кашицу, что медики в прошлые годы давали пациентам проглотить, просвечивая нас в рентген-кабинете. Вот это то самое и есть... В интернете мнения представлены самые разные, и лучше бы в этом разобраться специалистам.

Что же касается истории нашей латвийской промышленности - она такая, какая есть. Депрессивных пост-индустриальных территорий в Латвии, увы, еще очень много. Едва ли в этом хоть что-нибудь могут изменить кавалерийские атаки - вроде той, что была предпринята в ноябре на одну из таких территорий. Впрочем, у нас ведь речь - о безопасности людей. Государственная служба охраны окружающей среды с обещанными заключениями пока что медлит...

А если кому-то из читателей русского TVNET показалось знакомым имя Николая Самодурова - да, это тот самый легендарный директор РАФа. Поработав в России, Канаде и США он вернулся в Латвию и восемь лет назад возглавил «Биолар».

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх