Медики о жестоких убийствах и о том, как распознать психические расстройства (3)

rus.tvnet.lv
CopyMessenger Telegram Whatsapp
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Flickr / cea +

«Как близкие этого не заметили? Почему своевременно не обратились за медицинской помощью?», - вопросы, которыми задаются психиатры, оценивающие психическое здоровье убийц и других преступников. В рамках проекта «Серая зона психиатрии» попытаемся разобраться, что каждый из нас должен знать о психическом здоровье и людях, склонных к насилию. На вопросы отвечают психиатр и психотерапевт, доцент и главврач Клиники психосоматической медицины Рижского университета имени Страдыня Артур Утинан и ещё один рижский психиатр, который согласился комментировать проблему только при условии анонимности.

 
Фото: Flickr / Paul Domenick

Суицид и радикальный ислам

Артур Утинан: В диагностике отдельно выделяется суицид, который причисляется к депрессии. Есть демонстративные суициды. Их совершают для того, чтобы добиться внимания окружающих и избавиться от внутренней пустоты.

Человек, совершивший публичное самосожжение, чаще всего имеет диагноз «эмоциональная нестабильность».

Эти люди могут быть опасны и для окружающих. Такие личности, как правило, моментами очень счастливы, затем резко обижаются, злятся, могут порезать вены, потом у них снова всё в порядке, а вскоре опять поменяется настроение.

Спектр психиатрических диагнозов достаточно широк. Например, пациенты, которые бредят. Часть из них может быть опасными — больные шизофренией, которые испытывают галлюцинации или слышат голоса.

- Мы редко говорим о религиозной агрессии, которая связана с психическими расстройствами и заболеваниями. Почему некоторые молодые люди увлекаются радикальным исламом?

Артур Утинан: Это могут быть проблемы, связанные с депрессией, когда человек зол на общество, в котором он живёт. Человек считает, что некоторые люди живут неправильно, и с помощью религии пытается наказать «плохих». Это очень похоже на пациентов с навязчивыми идеями.

Например, шизофреники могут считать, что кто-либо принадлежит к мафии, он договорился с соседями, и они хотят его отравить, чтобы отобрать квартиру.

Таких пациентов можно лечить с помощью нейролептических препаратов. Но приверженцев радикальных религий, как правило, таким способом не лечат, только в том случае, если психиатр диагностирует у таких людей психическое заболевание.

Ещё одна группа пациентов — это обсессивно-компульсивные личности. Они могут быть стать агрессивными, если, например, в квартире беспорядок.

Продолжайте чтение статьи, кликая на подзаголовки ниже:

 
Фото: Flickr / cea +

Алкоголики и наркоманы: когда «запой» превращается в болезнь

Ещё одна группа людей, у которых могут быть предпосылки к насилию, - это зависимые от наркотиков и алкоголя люди.

Психиатр: У зависимых может быть так называемый бред во время «запоя» или во время воздержания. У тех, кто злоупотребляет, из-за передозировки могут начаться психозы и галлюцинации. Им может кажаться, что на них пытаются напасть.

Один пациент в таком бреду расчленил двух бездомных, а их кишки развесил на кусты… Когда бред прошёл, он понял, что сотворил.

Если зависимый человек во время психоза совершил преступление, он отправляется на психиатрическую экспертизу. Но зависимости в принудительном порядке не лечат.

Артур Утинан: В лобной части мозга у нас находится центр принятия решений, долгосрочного планирования, морали. Алкоголь влияет на эту часть мозга. Почему стеснительный человек под влиянием алкоголя становится раскованным? Почему отсутствует чувство стыда? Снижается уровень моральной оценки, благодаря которой мы ежедневно контролируем свои действия. Поэтому во время употребления алкоголя люди часто ругаются, дерутся, обижаются друг на друга.

Алкоголь уменьшает чувство стыда, но увеличивает обидчивость.

Есть несколько типов опьянения. Есть те, кто, сильно напившись, становятся очень коммуникабельными и весёлыми, а после ложатся спать. Есть те, кто под воздействием алкоголя начинает искать приключения — ввязываться в драки, «геройствовать». Люди такого типа успокаиваются тогда, когда мозг отключается полностью. Можно сказать, что они именно этого и ждут, для них это способ релаксации и избавления от стресса.

У агрессивного типа, в случае начала хронического алкоголизма, увеличивается обидчивость и ревннивость.

У наркоманов работает другой механизм. У них синдром абстиненции («ломка» - прим.ред.) более болезненный. Наркоманы могут нападать на людей когда им нужны деньги для того, чтобы приобрести «дозу».

Продолжайте чтение статьи, кликая на подзаголовки ниже:

 
Иллюстративное фото
Иллюстративное фото Фото: Flickr / David Dodge

Как узнать, что человек стал опасным для себя и окружающих?

Психиатр: Если есть аффект, тогда психически больного распознать достаточно просто, потому что такой пациент возбужден, у него маниакальные наклонности, его навязчивые идеи отражаются в его действиях… Но есть и такие психические расстройства, проявление которых не так очевидны.

Навязчивые идеи, если это не шапочка из фольги, которую человек одевает на голову чтобы защититься от надуманного излучения, распознать не всегда легко.

- Что свидетельствует о наличии психических расстройств?

Психиатр: Это не мысли, а абсолютная уверенность в том, что происходит нечто из ряда вон выходящее. Известен случай, когда человек 20 лет был уверен, что жена его обманывает. Сначала он думал, что супруга связана с группой шпионов, а потом пришёл к выводу, что она хочет его отравить. Он начал питаться отдельно, подчёркивая, что жена ему неверна. Женщина думала, что всё это связано с чрезмерной ревностью супруга.

Всё это время мужчина работал водителем микроавтобуса. Болезнь постепенно прогрессировала. Он начал делать вид, что пьёт кофе из чашки, которую ему приносила жена, однако сам, оставшись наедине, выливал напиток в раковину. Однажды он забыл вылить кофе и отпил из чашки. Ему стало плохо.

Он позвал жену на прогулку по лесу… и жестоко убил её.

Я спрашивала у него, почему он просто не развёлся с супругой, на что убийца ответил: «Я хотел увидеть, чем это всё закончится».

Продолжайте чтение статьи, кликая на подзаголовки ниже:

 
Фото: Flickr / Benjamin Watson

Зацикленность на правильном питании - первый шаг к шизофрении

Нередко процесс шизофрении начинается из-за навязчивых идей о качестве воздуха, исключительно правильном питании...

Психиатр: Чрезмерная мнительность может привести к бреду. Такие пациенты живут как бы в двух раздельных мирах. Один мужчина часто менял место жительства, аргументируя это тем, что в одном месте не хватает свежего воздуха, в другом из крана течёт загрязнённая вода, электрические провода находятся в непосредственной близости…

Он приобрёл очередную квартиру. Оказалось, что сосед, проживавший этажом ниже, оборудовал свою квартиру камином. Пациент «понял», что из-за камина в его квартиру поступает ядовитый дым, - ведь у цветов завяли листья, а мать упала в обморок. Он организовал проверки, в результате которых специалисты не констатировали никаких нарушений.

Пациент предложил соседу деньги для того, чтобы тот построил новый дымоход. Последний отказался.

Тогда недовольный мужчина приобрёл оружие и получил разрешение на его хранение.

Договорился о встрече с соседом для того, чтобы заключить «мировую», а после застрелил его. Ранее этот мужчина не попадал в поле зрение психиатров или правоохранительных органов, у него было высшее образование, он занимал хорошую должность.

Таким больным свойственны не только «эмоциональный холод», но и неадекватное поведение. Они могут ужасно переживать из-за того, что погиб их любимый кот, и в то же самое время ничего не испытывать, убивая другого человека.

Продолжайте чтение статьи, кликая на подзаголовки ниже:

 
Иллюстративное фото
Иллюстративное фото Фото: Flickr / Jennifer Mathis

Могут ли близкие распознать психические расстройства у детей и подростков?

Психиатр: Следует внимательно наблюдать за переменами настроения подростков. Это чаще всего происходит из-за несчастной любви, неудач, конфликтов со сверстниками. Я говорю о случаях, когда подросток становится агрессивным, смотрит в одну точку, у него приступы апатии. У таких подростков начинается так называемая метафизическая интоксикация. У молодых людей могут появиться странные интересы.

Например, в моей практике был случай, когда

молодой пациент на протяжении каждого дня изучал калорийность разных кусков мяса, высчитывал, какой энергетический состав будет у различных супов, которые можно из этого мяса сварить.

Этим расчётам он посвящал всё своё время… Такое поведение может быть сигналом о том, что у подростка начинаются психические расстройства.

Часто подростки с психическими расстройствами начинают плохо учиться. Могут просидеть над учебником несколько часов, а голова всё равно не работает… А иногда они чрезмерно усердны — один 19-летний талант математики денно и нощно штудировал учебник для 6 класса. Он уверял: «Мне нужно добраться до истоков, я не могу понять, как всё началось...»

Под влиянием психических заболеваний у молодых людей могут резко измениться интересы. Например, ситуация, когда парень, который любил девушек и кутежи в ночных клубах, резко стал очень верующим. В таких случая родители чаще всего радуются — ребёнок стал понимающим, помогает пожилым людям, ходит в церковь, жертвует деньги… Но такое поведение может свидетельствовать и о зачатках психических заболеваний.

Также следует уделить внимание детям-одиночкам, которые избегают компании своих сверстников. Иногда я спрашиваю у родителей о детстве своих пациентов. Они говорят: «Вы что, он был такой спокойный, ниже травы, тише воды… Мы его практически не слышали и не видели, он был такой послушный, ел всё, что ему давали...»

Шизофрения, сопровождаемая бредом и галлюцинациями, начинается позже, когда пациенту около 30 лет.

Психитары рассказали и о других проблемах, которые связаны с диагностикой, лечением и уходом за психически больными людьми. Читайте об этом в следующей публикации Русского TVNET в рамках проекта «Серая зона психиатрии».

* В ходе расследования «Серая зона психиатрии» журналисты латвийских СМИ анализировали систему диагностики, ухода, лечения и социальной реабилитации склонных к насилию пациентов с психическими расстройствами. Проект осуществлялся при поддержке Центра исследовательской журналистики Новой Англии (Бостон, США) и Информационно-коммуникационного колледжа Университета Ю. Каролины, США.

В проекте участвовали: Анда Рожукалне, редактор проекта, Илзе Кузмина, журналист газеты Latvijas Avīze, Илья Козин, журналист Латвийского радио, Ивар Сойканс, журналист агентства LETA, Виктория Пушкеле, журналист портала Русский Tvnet, Зане Маче, журналист журнала Ir.

Комментарии (3)CopyMessenger Telegram Whatsapp
Актуальные новости
Не пропусти
Наверх