Редактор дня:
Sergejs Tihomirovs
Cообщи

Работа в России: «можно остаться без трусов» (116)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
Фото: kotofot.ru

После школы, подающий большие надежды Марис, поступил в Консерваторию, но, отучившись там два года, решил зарабатывать деньги и учебу бросил. Занимался аранжировками, создал свой ансамбль, но потом прекрасный музыкант переквалифицировался в строителя и уехал на заработки не в Ирландию или Англию, как большинство, а в Россию...

- Поначалу, в течение примерно четырех лет я зарабатывал вполне неплохо, но потом начался кризис. Играть на свадьбах и прочих торжествах приглашать нас перестали, группа наша распалась. Аранжировки тоже стали меньше заказывать. К тому времени я уже успел жениться, родился сынишка. Что делать, как их прокормить? Нет, в депрессию, как многие, я, слава Богу, не впал, но в раздумьях и поисках выхода находился примерно три месяца.

...И я решил рискнуть

Однажды, это было весной 2009 года, мне позвонил знакомый, который открыл в России дизайнерскую студию. Сначала он занимался отделкой квартир в Москве, а потом перебрался на Юг, в район Сочи, Краснодара. Пригласил меня в гости, мол, приезжай, посмотри, если понравится, можешь начинать здесь работать.

Честное слово, ехать очень не хотелось. Не потому, что я какой-то уж там ура-патриот, но представление о России, особенно после всех этих боевиков, что крутят по телевидению, где-то подспудно было не очень радужное. Но что делать? Собрался, и «отмотав» на машине 2500 км, поехал к приятелю. Осмотрелся там. То, что я там увидел после нашего латвийского застоя, кризиса и уныния, меня поразило. Жизнь там кипела, да и люди оказались совсем не такие уж «страшные», как у нас расписывают. Короче, мне понравилось, опыт в строительстве у меня был, русский язык знаю очень хорошо, и я решил рискнуть. Теперь-то понимаю, что

на многое просто смотрел сквозь «розовые очки»...

Обещали золотые горы

Фирма, подрядчиком которой я стал, обещала зарплату около 2000 латов в месяц. Кроме того, был вариант, что попозже я смогу привезти сюда и семью. А ведь там такие прекрасные места! Был составлен договор с этой фирмой, я вернулся в Латвию, набрал небольшую бригаду из своих знакомых и мы отправились в Краснодар. Но тут сразу начались проблемы. Получить разрешение на временное пребывание в России – не проблема. Заплати 2000 рублей (35 латов) – и тебе все оформят. Но вот официального разрешения на работу у нас не было: в России за работников-иностранцев работодатель должен платить огромные налоги, поэтому, хоть договор и был, трудились мы нелегально.

«Розовые очки» быстро спали

Работали мы не на самой стройке, а занимались отделкой квартир. Да, там полно рабочих из Молдавии, Узбекистана, Таджикистана, но «европейцы», то есть прибалты, котируются раза в три выше, потому что делают все

намного качественнее и аккуратнее, чем знаменитые «Равшан и Джамшут».

Качественного мастера найти там очень трудно. Кстати, то, что мы были из Латвии, давало и большой бонус нашему начальству, поскольку они предлагали «мастеров из Европы». Этот факт для заказчика был очень важен.

Но, несмотря на это, реально наши зарплаты почти ничем не отличались от зарплат других гастарбайтеров. Да, в наших расценочных листах суммы, которые мы должны были получать за ту или иную работу, были указаны высокие. Реально же все было не так. Приходит день зарплаты, ты составляешь список сделанных работ, а начальство расценки просто-напросто урезает или даже вычеркивает некоторые позиции

и на руки ты получаешь почти на 40% меньше обещанного!

На наш вопрос «почему?» следовал ответ «не нравится – можешь ехать домой». Или же объясняют это тем, что у них, мол, иная система подсчета объема проделанной работы. И что поделаешь? Расценочный лист составлен очень хитро, да и сами же виноваты, что «подписались» работать нелегально. По большому счету, нас хитро обманули.

Почти все наши мастера больше месяца не выдерживали. Некоторые уезжали даже через пару дней. Началась текучка, уезжали одни, приезжали другие и так по конвейеру. Сам я продержался там почти год и, конечно же,

никаких обещанных 2000 латов не получал.

Каждый месяц было по-разному: то 900, то 700, а бывало, что и 400 латов за действительно «адскую» работу. В среднем выходило латов 600 в месяц. Конечно, некоторые мастера иногда получали и за 1000 латов. Но я то был снабженцем, поэтому моя сумма была меньше.

Предавали своих же...

Когда кого-то из наших задерживала местная милиция, то говорили, что приехали на курорт отдохнуть. Но были и те, кому все так надоело, что было уже все-равно: вышлют из России, так вышлют. Но это еще не самое страшное. Начались конфликты и находились такие, кто, решив уехать, напоследок

элементарно «сдавал» своих коллег милиции.

Или же делали это для того, чтобы их самих милиция не трогала. Можешь это писать или не писать, но предать своих же, отомстить – это мы, латыши, хорошо умеем. А ведь в бригаде работали только латыши.

Кстати, милиция там очень хитрая. Они могут так давить на психику, так запугать, что здоровые мужики превращались в «плачущих девочек». Естественно, от милиции можно и откупиться. Заплати латов 500-600 и тебя на месяц оставят в покое. Так что милицейский рэкет цветет вовсю. Да, в принципе, взятки там в порядке вещей, люди вообще не представляют, как без них жить. Еще проблема в том, что там почти никто не знает законов и, естественно, их не соблюдает.

Жили, как «крысы в норах»

Именно чтобы не попасться милиции, хотя нам и обещали, что никто нас трогать не будет, мы жили как «крысы в норах» и дальше объекта боялись куда-то выходить. Никакой гостиницы или общежития нам не предоставили, мы жили «на объекте»:

одну комнату в квартире ремонтируешь, в другой живешь.

Работали мы шесть дней в неделю. Выходные проводили почти всегда одинаково. Выбирались на рынок за продуктами, иногда ездили на море и все, - «домой». Ни по каким клубам или дискотекам, конечно же, не ходили, чтобы «не светиться». Да и как тут расслабишься, если завтра с утра снова работать с девяти утра до восьми вечера.

...Чем дальше, тем становилось все хуже и хуже. Бывало и так, что мне даже нечего было перечислить через «Western Union» своей семье.

В конце концов, весь этот бардак, этот беспредел, неустроенность, неопределенность «достали» и меня. Ведь приходилось жить в вечном страхе и стрессе.

За этот год в России я даже поседел.

Захотелось вернуться к нормально жизни, нормальной работе, когда знаешь, что тебя ждет на следующий день. Да и по семье соскучился, ведь речи о том, чтобы привезти сюда жену и сына, как мы поначалу планировали, и быть не могло...

«Можно остаться и без трусов»

Если кто-то все-таки решится ехать работать в Россию, то пусть сначала все тщательно взвесит и обдумает – риск, что ты не то, что ничего не заработаешь, а «останешься без трусов» очень и очень большой. Бывают ведь и случаи, что ты, например, работаешь своими инструментами, а потом их же у тебя и отбирают.

Нужно внимательно изучить договор, выяснить все нюансы, чтобы не обманули, как меня. А обмануть может каждый. Ведь я, например, «попался» на дружбе, поверив приятелю. И, конечно же, надежнее работать официально, но нужно просчитать, получится ли при этом что-то заработать. По-большому счету,

ехать на заработки в Россию я бы не советовал.

Отдохнуть на Черном море, съездить куда-нибудь на экскурсию – да, тем более, что там все гораздо дешевле. Но жить там и работать мне больше не хочется.

...Вернувшись в Латвию, 28-летний Марис не стал сидеть сложа руки и снова резко изменил свою жизнь: бывший студент Консерватории, музыкант и строитель занялся... разведением кроликов, которые, как говорил известный юморист, «не только ценный мех». Сейчас на его ферме уже 36 зверьков, дела идут успешно, свое «ушастое» производство он собирается развивать дальше и планирует поступить на Ветеринарный факультет...

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх