Несмотря на то, что за распространение слухов о девальвации лата можно получить реальный тюремный срок (до двух лет), все больше экспертов утверждают, что это обязательно произойдет. Причем в ближайшей перспективе.
Девальвация: кому верить?
Шведы пугают девальвацией
Новую волну разговоров о возможной девальвации национальной валюты спровоцировал Swedbank.
Его представители накануне заявили, что готовы к тому, что лат девальвируют на 15% («Час» об этом сообщил накануне.) Заявление Swedbanka вызвало ажиотаж в СМИ и легкую панику среди населения, но никаких задержаний сотрудников этого финансового учреждения (как в ставшем уже классикой случае с экономистом Дмитрием Смирновым) не последовало.
На следующий день на лентах информационного агентства Bloomberg появилось мнение экспертов компаний RBC Capital Markets и Barclays Capital. Они считают, что девальвация лата неизбежна. По самым оптимистичным прогнозам, национальную валюту «уценят» на 15% в следующем году. По самым пессимистичным - девальвация составит 30% и будет произведена в ближайшие шесть месяцев.
Правительство все отрицает
Заявление Swedbanka (а вместе с ним и мнения авторитетных зарубежных экспертов) удивило премьера Валдиса Домбровскиса. Он даже предположил, что уважаемый шведский банк занимается распространением сплетен. По словам Домбровскиса, лат стабилен и девальвация исключена.
- О возможности девальвации в Латвии говорят давно, но она так и не произошла, - привел железный аргумент премьер-министр.
Большинство латвийских политиков и экспертов премьера поддержали: они считают девальвацию лата маловероятной. Их аргумент: этот шаг слишком рискован и может окончательно добить народное хозяйство страны.
Глава Банка Латвии Илмарс Римшевич ранее заявил: «Девальвация - это яд. От нее больше вреда, чем пользы».
Эксперт: от Латвии ничего не зависит
Другой точки зрения придерживается экономист Дмитрий Смирнов. Он первый открыто заявил о возможности девальвации лата в прошлом году, за что и был помещен в следственный изолятор на двое суток.
В разговоре с «Часом» Смирнов отметил, что девальвация лата зависит от внешних факторов. А от Латвии в этом вопросе ничего не зависит.
- Русская поговорка гласит: нет дыма без огня, - говорит эксперт. - Заявление Swedbanka, как и прогнозы западных экспертов, имеют основание. Поясню. Банк Латвии имеет валютный резерв, который способен покрыть всю латовую массу в стране. С этой точки зрения лат стабилен. Но по последним подсчетам совокупный внешний долг Латвии (вместе с долгами финансового сектора) составляет около 45 миллиардов долларов. Это не латовый долг - отдавать его придется в валюте. В том числе и тем же шведским банкам. До тех пор, пока они не требуют возврата этого долга (отдать который мы реально не можем - потому что таких денег у нас нет), лат будет стабилен. Но как только требование появится (а это возможно, учитывая, какие проблемы сейчас испытывают шведские банки из-за кризиса в Латвии), о валюте под названием лат придется забыть. Случится дефолт и девальвация.
- Вообще девальвация лата зависит именно от внешних факторов, - продолжает специалист. - То, что премьер-министр Домбровскис и глава Банка Латвии рассказывают журналистам, - это сказки. Не более того. Резервов Банка Латвии хватит в лучшем случае на то, чтобы покрыть 10% этого долга. Западные эксперты смотрят на проблему шире, поэтому они и делают такие выводы...
Мнение Swedbanka
Вчера руководитель группы Swedbanka Микаэль Вольф распространил комментарий, поясняющий мнение банка о возможности девальвации лата.
«У нас как у банка нет и не может быть никакого мнения по этому вопросу. Это сфера ответственности политиков. Мы уверены, что и правительство Латвии, и центробанк, и Евросоюз, и МВФ будут принимать необходимые решения для восстановления экономической стабильности», - цитирует слова Вольфа пресс-служба банка.
По словам Вольфа, в стресс-тесты банка, которые проводились всегда, действительно включена потенциальная девальвация. «Любая компания должна проводить подобное широкомасштабное планирование сценариев - не только по девальвации, чтобы быть уверенной, что ее бизнес останется сильным и в том случае, если ситуация ухудшится», - отметил он.