Российские войска до сих пор продолжают удерживать районы на грузинской территории, которую Кремль обещал освободить по условиям официального соглашения о прекращении огня, указывает The New York Times. Это означает, что одно из основных условий соглашения остается невыполненным, поясняет корреспондент С. Дж. Чиверс.
Россия сохраняет войска на территории Грузии (2)
Два журналиста издания недавно провели в этом регионе два дня и видели воочию признаки присутствия российских военных на землях, завоеванных летом прошлого года. После теплой встречи российского и американского президентов, отмечает издание, в Тбилиси засомневались, потребуют ли США полного выполнения соглашения о прекращении огня.
По завершении открытых боевых действий Россия действительно вывела много пехотных и танковых частей на довоенные позиции и многие грузинские беженцы смогли вернуться. "Однако, хотя европейские наблюдатели давно присутствуют в регионе, Россия продолжает удерживать крупные районы, а тысячам грузин не разрешается свободный доступ в их дома вдали от спорной территории, где началась война", - пишет автор.
Самые очевидные примеры - это Кодорское ущелье и долина у города Ахалкагори. Оба района изобилуют грузинскими селами, которые за зиму были частично покинуты людьми. Российская бронетехника остается на оборонительных позициях у дороги на Ахалкагори, блокируя доступ в долину. Россия также удерживает укрепленные позиции и блокпост в Переви и наблюдательный пункт близ деревни Орхосани, сообщает издание. По данным Наблюдательной миссии ЕС, созданной после войны, в последние месяцы российская сторона прочесывала территорию за пределами той, которую она удерживает, а вдоль демаркационной линии в воздухе барражируют вертолеты; построено также шоссе военного значения, связующее Ахалкагори с Цхинвали.
По словам замглавы Наблюдательной миссии ЕС Жиля Жанвье, Россия сообщила дипломатам, что ее двусторонние соглашения с Южной Осетией и Абхазией, независимость которых признал Кремль, отменяют условия о выводе войск, оговоренные соглашением о прекращении огня. Со своей стороны, руководство Грузии говорит, что не имеет средств принуждения России к выполнению соглашения. Бывший постпред Грузии в ООН Ираклий Алазания, ныне находящийся в оппозиции к Саакашвили, считает, что российская оккупация территории за старыми границами переросла в новый статус-кво, и остается лишь надеяться, что ситуация не ухудшится.