Нынешний министр иностранных дел Эдгар Ринкевич побывал в студии у Мартиньша Даугулиса и дал понять: "Новое Единство" самым серьезным образом поборется за места в Сейме, правительстве и Европарламенте.
Кандидат от "Нового Единства" Эдгар Ринкевич: о средней зарплате в 1500 евро, банках и о "Согласии" (6)
Вы стартуете на выборах и претендуете на высокий пост. Чем Вы лучше других?
В первую очередь это опыт в государственном управлении и в политике. Во-вторых, знания. Ну и контакты, наработанные в должности министра иностранных дел, и это, конечно, плюс.
Готовы ли Вы в случае неудачи работать в оппозиции?
Да.
Насколько долго Вы готовы работать в оппозиции? Близятся и выборы в Европарламент, смотрите уже на позицию там?
У нас очень сильная команда в Европарламенте, они должны продолжать работать. Я попаду в Сейм и не буду претендовать на место в Европейском парламенте. Я смотрю на работу в Сейме или в правительстве. Поэтому на вопрос «как долго я готов работать в оппозиции?», я отвечу — максимально короткий срок, и я сделаю все, чтобы попасть в правительство.
В какой области Вам не хватает знаний?
Как я уже говорил, у меня хорошие знания в госуправлении, хорошо разбираюсь в финансах, бюджете, в законодательной базе. Хотело бы больше узнать, так сказать, специализироваться в вопросах экономики.
Будучи в рижском списке под №1, почему Вы не являетесь кандидатом в премьер-министры?
Это было решение партии о том, что кандидатом в премьеры от «Нового Единства» станет Кришьянис Кариньш. И он определен под №1 в Видземе. Мне кажется, что господин Кариньш — это правильный выбор.
Коротко о приоритетах программы Вашей партии...
У нас главных пунктов. Мы говорим о рабочих местах, при этом о хорошо оплачиваемых. Затем образование, медицина, верховенство закона и безопасность. Это главные сферы деятельности и, по правде говоря, они связаны между собой.
Вы обещаете среднюю зарплату в стране в размере 1500 евро.
Одной из проблем в нашей стране является отъезд жителей за границу. Они готовы бы были вернуться, если бы зарплата составляла именно эту сумму. Возможно ли это? Да, при некоторых условиях. Нужны инвестиции в экономику, и наши, и зарубежные. Правильное их распределение. К тому же мы должны стимулировать предпринимателей нашей налоговой политикой, налоги на рабочую силу до сих пор выше, чем они должны быть.
В какой срок можно достичь такой зарплаты?
В течение пяти-шести лет.
В вашей программе в отличие от программ других партий нет ни слова о системе обязательной закупки электроэнергии...
Потому что министр экономики Арвил Ашераденс уже представил и правительство поддержало план ликвидации КОЗ.
В программе «Нового Единства» упоминается постепенно увеличение до 2,5% от ВВП на оборону.
В 2008 — 2012 году было значительно снижено финансирование обороны и мы это сейчас ощущаем. И нам надо вкладывать средства в эту сферу. Усилить земессардзе, у нас ряд невыполненных решений НАТО, надо улучшать инфраструктуру и мобильность войск. И, конечно, кибербезопасность.
Эдгар Ринкевич в разговоре обратил внимание на ситуацию с банками. По его словам, наши законы отвечают всем стандартам, но проблемы заключаются в их исполнении. Он полагает, что необходим реальный надзор над банковской сферой. Ринкевич допустил, что после выборов могут быть предприняты попытки ослабить курс на строгий надзор за банками. Так что это вопрос сотрудничества в сфере безопасности с США и с другими странами. «Это не только вопрос репутации страны, это вопрос национальной безопасности», - добавил министр.
Вопрос из Твиттера: Кто Вас попросил устроить Солвиту Аболтиню послом в Италию?
Никто. Солвита Аболтиня сама спросила меня, может ли она вернуться на работу в МИД, где она ранее работала. И у нее такая возможность была. И мы не хотим создавать этакое большевистское государство, где человека можно было выбросить, не дать ему возможности вернуться. Для нас это неприемлемо. Мы с г-жой Аболтиней договорились, что ей нужно будет поработать в МИДе, мы пришли к выводу, что ее знания и опыт отвечают должностия посла.
«Новое Единство» признает свои ошибки? Что за ошибки?
Это те ошибки, которые допускает любая партия, находящаяся у власти. Это дезориентация и уступки, компромиссы. Кроме того, как мы поняли, не может быть один центр управления. Поэтому в «Новом Единстве» объединились несколько партий, у которых есть свое правление, решение принимаются согласовано.
Что может угрожать государству, если правительство возглавит «Согласие»?
Это не значит, что мы выйдем из НАТО и из Евросоюза. Но мы постепенно и потихоньку будет поворачиваться в сторону России, в результате потеряем друзей, потому что они в конце концов поймут, что им не с кем дружить, но в друзьях у нас не будет Кремль, Россия, потому что там на нас смотрят как на свою бывшую колонию, на того, кто поможет развалить НАТО и Евросоюз. И через пару лет мы поймем, что одни, и тогда могут быть самые разные и интересные сценарии развития событий.
Не считаете ли Вы ошибкой отказ принять «Согласие» в правительство?
Был момент, когда показалось, что «Согласие» меняется, что становится европейской партией. А потом в 2012 году случился референдум по языку, в 2014 году аннексия Крыма. Сейчас дискуссии по санкциям в отношении России. И позиция «Согласия» по этим вопросам не отвечает внешнеполитической позиции Латвии.