Должна ли журналистика всегда быть в оппозиции к власти? И в чем задачи медиа в мире, где информации стало слишком много? Об этом - в заключительной части интервью доктора искусствоведения профессора Абрама Клецкина русскому TVNET.
Абрам Клецкин: "Люди должны понимать, что происходит..." (2)
Абрам Клецкин учил профессии добрую половину действующих журналистов страны. Идешь к нему на интервью, и кто-нибудь из коллег обязательно скажет: да он же и мне в универе преподавал!..
В октябре у Абрама Иосифовича юбилей - 11 октября ему исполнится 85 лет. Побывав в гостях у профессора Клецкина, журналист русского TVNET поговорил со старейшиной профессионального цеха о журналистах, журналистике и современных СМИ.
- Поговорим о журналистике... Как по-Вашему, господин Клецкин, журналисты всегда должны быть в оппозиции к власти?
- Ну почему же всегда быть оппозиционными… Журналистика не должна, конечно, власть поддерживать абсолютно во всем. Но если делаются хорошие вещи - что же этого не признавать?.. Разве надо обязательно власти подгадить?
Конечно, не надо без конца повторять «Ах, какие мы хорошие, потому что мы - никогда!..» Это совершенно не обязательно. Но должно быть честное отношение.
- Сегодня между редакциями и властью или бизнес-структурами стоят пресс-службы, пиарщики… Выросла журналистика, кормленная с руки пресс-конференций. На командировки и журналистские расследования денег у редакций , как правило, нет…
- Что значит - «денег нет»?.. Ну не берите вы их пресс-релизы в качестве готовых текстов, ищите другие возможности. Я знаю очень многих талантливых людей среди журналистов, и не только в прошлом, но и среди теперешних. К сожалению, они не всегда на виду. Есть и такие, кто не у дел, хоть они тоже талантливые.
- Согласитесь, что в русской прессе - если говорить о печатных СМИ - журналисту в Латвии сегодня работать особенно негде… Одни издания слабые и бедные, другие совершенно тенденциозные, как, например, газета «Вести сегодня», гордо назвавшаяся теперь газетой «Сегодня»...
- Мне вот только не нравится их стиль…
- Стиль - в каком смысле? Имеете в виду стилистику текстов? Или стиль взаимоотношений медиа с обществом?
- Стиль взаимодействия - он ведь и в стилистике текстов проявляется… Хамовато бывает. Можно писать обо всем, но надо искать вариант, который других не оскорбляет.
- Но, может быть, перед ними именно такая задача поставлены… или так сами они свою миссию понимают.
- Это неправильно. Не надо никого науськивать. Люди не собаки, в конце концов… Надо давать людям возможность подумать, разобраться… А радоваться, когда кто-то чего-то там глупого понаделал - ах, ах, ах!..
Про что-то хорошее - так ведь годами они не сообщают. К сожалению, пока еще журналистика не может гордиться своей полной независимостью.
- Абрам Иосифович, Вы все время в нашем разговоре говорите о газетах… Но ведь из газет много что уходит в интернет - новости, например, уже повсеместно ушли… А информационные порталы Вы читаете?
- Нет, к сожалению. Зрение не позволяет...
- С Вашего позволения, приведу цитату - из одного из предыдущих Ваших интервью:
"Журналистика становится очень важной профессией - по отбору фактов и их анализу. Мы не только помогаем людям понять, что происходит, мы им мешаем. Мы навязываем свою точку зрения, выдвигая в качестве этой точки зрения всякие глупости."
- Вы всегда говорили, что журналистика должна брать на себя ответственность за содержание и за все происходящее с обществом… Но сегодня ведь СМИ - особенно электронные - занимаются, в основном, отбором и ранжированием новостей.
- Выбирать необходимо. Ведь информация должна быть, во-первых, содержательной, во-вторых нужной, и, в третьих, понятной.
- Справляется с этой задачей наша латвийская журналистика?
- Справляется только частично. Это и есть проблема.
- А в чем не справляется?
- Во-первых, плохо у нас с информацией - как это ни странно звучит.
- В каком смысле - плохо? Информации - мало?
- И мало, и… слишком много бывает ненужной информации. Иногда нет четкого представления, ради чего в редакциях держат тот или иной отдел, и что у них в разделах тематических должно быть.
Похоже, руководство от журналистов сегодня требует, чтобы было интересно и занимательно, прежде всего…
- Ну да! Это ведь про газету можно было рассказывать, что тираж у нее невелик, зато читательская аудитория - ого-го!.. В электронных СМИ все ходы посчитаны: сколько читателей каждую заметку прочли и до какой строчки ее дочитали…
- Да Бог с ними, с читательскими привычками!.. Речь о другом. Вот Вы, например... Вы что, понимаете, что у нас в стране происходит? Информации, чтобы судить об этом, Вам лично хватает?
- Нет, не всегда понимаю. Когда занимаешься своей темой, ездишь, встречаешься с людьми - тогда могу о чем-то судить. Но новостной поток сам по себе мало что объясняет… И уж язык официальных документов тем более!..
- Граждане и все жители страны должны понимать, что на самом деле у нас происходит - и не в рассуждениях это надо объяснять, а в конкретных поступках, которые описываются…В сюжетах, которые вы в СМИ выбираете.
Когда я читаю газеты, - а газет я много читаю, на несколько языках - то я чувствую, что многое журналисты стремятся подать поинтереснее - так, чтобы повеселее было. Бога ради, тут я ничего не имею против… Все это нужно, обращает внимание.
Но не надо всякую чепуху читателю подсовывать!.. Ищите вещи действительно интересные. Ведь какие ребята интересные есть вокруг… В жизни мы встречаемся с людьми по-настоящему интересными, и мы потом о них друг другу рассказываем. Ну а почему же в СМИ этого так мало?..
Вот я много лет проработал в газете «Падомью яунатне». Значительно сложнее была тогда для журналистов жизнь. И все равно мы и в командировки ездили, и писали о самом для нас важном и интересном.
- Другое было время… Да, ездили в командировки, следили за тем, чем дело кончится, как публикация наша отзовется. Сегодня командировки - это слишком дорого... Сейчас ведь СМИ делаются в офисе, с экрана компьютера…
- Так никогда ведь не будет без этого ни хорошей газеты, ни интересного СМИ. Люди должны получать нормальную информацию.
- Но ведь сегодня информационный поток создается не только журналистами. Есть интернет, социальные сети, блогеры… И в Латвии, кстати, уже есть блогеры с числом подписчиков, сопоставимым с аудиторией ведущих национальных СМИ!..
- Но журналистика делается профессионально. И не будет жить журналистика, если она не даст читателю чего-то интересного для него, если в чем-то не поможет ему разобраться, над чем-то не предложит задуматься или посмеяться.
В сегодняшних же газетах и прочих СМИ настолько пахнет бывалым, тем, что было уже и что повторяется в тысячный раз… Читать это просто скучно.
- Скажите, вот мы сейчас много говорим о гибридной войне, об информационной войне. Вы чувствуете это в наших латвийских изданиях?
- Я это изучаю. У меня сейчас большая-большая работа делается, в которой я не первый год размышляю над тем, куда идет мир.
- И куда идет мир?
- Все больше растет чувство, что к гибели идет, и информация к этому тоже причастна. Человечество сегодня воевать уже больше не может: война, какой она может быть сегодня - смертельная. Но ведь большинство разговоров сегодня - это около-военные разговоры, они же все о войне…
Рассуждают так: мы не можем сегодня повышать зарплаты, нам нужно увеличить военные расходы, довести их до четырех процентов…
Все пишут о войне, а не о том, что творится в других странах - с человеческой, понятной точки зрения… Как мы работаем, как живем, что с детьми… что вообще происходит. И, в конце концов, как нам всем вместе строить мир.
- Ну не знаю, главная ли война тема… Действительно, говорят об угрозах безопасности много… Но ведь это же просто «страшилки».
- А зачем?..
- Чтобы увеличение военных расходов обосновать.
- А зачем увеличивать их, как по-Вашему?..
- Бюджеты военные наращивать и распиливать выгодно, многие в этом заинтересованы - это и рабочие места, и наука. Да и собственное население легче в узде держать - людьми, которые верят во внешнего врага, управлять проще: меньше спросу за внутренние дела с собственных политиков...
- Но ведь это же подлость - когда людей все время пугают!.. И когда все разговоры вокруг угроз вертятся - какая уж тут, к черту, журналистика!.. Я читаю на нескольких языках, читаю разные газеты, не все, что хотелось бы, могу получать, но стараюсь следить. и везде - одно и то же!..
- А можно я еще про наши медийные дела спрошу Вас? Сейчас смена поколений идет в журналистике. Что вы думаете о молодых журналистах?
- Думаю, что молодым сегодня трудно начинать. Условия, в которых им приходится работать, от наших сильно отличается. Ведь в университете о высоком с ними говорят: В чем смысл существования журналистики? Куда и как ей развиваться? Что выбирать?
А потом человек приходит в редакцию - и его посылают выяснять какую-то полную ерунду… И так изо дня в день… Слышу часто от бывших студентов: нам работать неинтересно!..
И еще я заметил, что очень большая часть выпускников, причем талантливых, не идут в журналистику, им это неинтересно.
- И перспектив, увы, многие тоже не видят…
- Да. Это все очень болезненно… И еще я почувствовал, что в современных редакциях есть некое внутреннее соревнование, конкуренция между коллегами. В наше время редакция была дружеской компанией, в которой друг другу во всем помогали.
Думаю, что сейчас жизнь стала намного жестче, молодым жить вообще труднее. Изменился мир - и люди, в большинстве своем, одиноки, хоть все время они на людях, и все время за что-то борются. Сегодня стать хорошим журналистом трудно - бывает, что и подножку подставят…
- Ну, с «подножкой», по-моему, Вы все же не правы. В TVNETе у нас коллектив молодой, и ребята, хоть и не дружеская компания, но они точно команда. Вот только...
- Рад слышать. Что же тогда смущает?
- Новостники свое дело знают - ориентируются в потоке новостей, в источниках секут, на ЧП быстро реагируют. Все это дорогого стоит. Но они уже далеко не всегда считают себя журналистами...
- Напрасно! Работать с новостями - это особая профессия журналиста. Надо уметь и поймать, и подать, и сделать это быстро.
- Спасибо за интервью.