Редактор дня:
Aleksandrs Ovsjaņņikovs

Латвия - настоящее королевство ВИЧ. Эта болезнь не где-то там, а общество все еще живет стереотипами...

Шокирующие данные экспертов
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Pixabay

"Я надела ее купальник, перевязала кровоточащий палец, мы вместе собрали осколки разбитого стакана. А потом оказалось, у нее ВИЧ", - так начинается история одной молодой женщины, подруга которой умерла от СПИДа. Она так и не смогла простить ее.

​Боясь осуждения общества, изоляции и полного непонимания, зараженные ВИЧ не рассказывают о своем статусе близким и друзьям. Сильна и самостигматизация - треть инфицированных избегают близкой коммуникации. В обществе находит свое место и ВИЧ/СПИД диссидентство - отрицание болезни

"Мы спали с ней в одной палатке, делили одну подушку, вместе нарезали салат, она одолжила мне купальник, однажды разбился стакан, и мы вместе собрали осколки. Когда у нее кровил палец - мы его перевязали",

- с ужасом вспоминает молодая женщина, представительница творческой профессии.

Она рассказывает это о близкой подруге М., которая в возрасте 55 лет умерла от СПИДа.

Оказалось, что М. была ВИЧ/СПИД диссидентом - то есть не рассказывала никому о своей болезни, даже самой близкой подруге, которой доверяла все.

Она не пила лекарств до тех пор, пока не настал день, когда она по-настоящему заболела, но уже ничего нельзя было изменить. Одна из подруг сказала, что в тот момент, когда узнала, что М. больна СПИДом, она почувствовала себя преданной и униженной. 

"У нее было настолько сильное отторжение, что многие годы живя совсем рядом с нами, она ни разу не призналась ни себе, ни нам".

Казалось, между женщинами не было секретов. Та, что рассказала эту историю, не пошла на похороны подруги. 

"Она знала, что у меня маленький ребенок, но не предупредила. Ничего бы не поменялось в наших отношениях, но так ведь нельзя - не считаться ни со своим здоровьем, ни со здоровьем окружающих". 

ВИЧ/СПИД диссиденты - это люди, которые полностью отрицают наличие болезни и утверждают, что инфекция - придумка фармацевтических компаний, цель которых получить прибыль от продажи лекарств, а люди погибают от болезней, которые появляются в результате их употребления. 

Часть активно отрицающих СПИД, которые пропагандируют свои идеи в социальных сетях, врут, что инфицированы, хотя на самом деле здоровы.

Отрицая лечение, ВИЧ-инфицированные убивают себя сами. Когда понимают - уже слишком поздно.

Фото: Pixabay

Моя болезнь - что хочу, то и делаю

К счастью, ВИЧ/СПИД диссидентство в Латвии не распространено, но специалисты встречают людей, отрицающий ситуацию, в которую попали.

"Когда человек сталкивается с тяжелой болезнью, отрицание становится одним из защитных механизмов. Это относится ко всем болезням, и к ВИЧ тоже", - рассказывает руководитель социальных и профилактических программ ВИЧ-организации DIA+LOGS Агита Сея. 

Она отмечает, что диссидентство не то же самое, что отрицающее отношение. И выбор - информировать о состоянии своего здоровья окружающих или нет - тоже не связан с диссидентством.

Диссидентство - это активная позиция, а отказ связан со страхом быть вытолкнутым из общества, с психологической неспособностью принять ситуацию.

Исследования показывают, что 18% пациентов не рассказывают о своем ВИЧ-статусе даже семье, 24% не рассказывают друзьям и 92% не рассказывают работодатаелям.

В то же время люди мучают сами себя - от 26 до 43% опрошенных признают, что из-за ВИЧ-статуса чувствуют себя виноватыми, менее уверенными в себе, отказываются от отношений и посещений общественных мероприятий. 

Более трети людей в Латвии с диагнозом ВИЧ чувствовали по отношению к себе дискриминирующее отношение и слушали задевающие комментарии в свой адрес из-за болезни (37%).

Особенно печально, что 28% из них такое отношение получали от свой семьи, 38% - в течение последнего года, показывает исследование индекса ВИЧ Стигмы.

Заговор фармацевтов? 

Долгие годы работая в проектах поддержки ВИЧ-инфицированных, Агита Сея многое видела и поэтому знает, что отрицанию способствует и то, что на начальном этапе у инфицированного ничего не болит - он чувствует себя здоровым, и ничто его не мотивирует принимать лекарства.

"Нет ощущения, что ты болен, поэтому предположение, что болезнь придумана фармацевтическими компаниями, получает отклик у определенной части общества". 

На вопрос о дополнительных причинах из-за побочных эффектов медикаментов Сея пояснила, что во время привыкания медикаменты могут вызвать отрицательные реакции организма.

Бывают случаи, когда человек одумывается, и кажется, что надежды уже нет, потому что при проверке констатировано, что иммунных веществ в организме в 1000 раз меньше, чем надо. Однако человек начинает принимать лекарства, и иммунитет понемногу приходит в норму. Конечно, не всегда так происходит - иногда процесс уже необратим. 

Сея говорит, что на общественных мероприятиях, на которых обсуждают профилактику ВИЧ, всегда появляется кто-то, кто говорит о болезни как посланной Господом или выдвигает теории заговора.

В 2017 году в Латвии констатировано 317 новых случаев заболевания ВИЧ, наша страна занимает первое место в ЕС по этому числу.

Большая часть заболевших - молодые, сексуально активные люди, у которых нет никакой связи с проституцией и наркотиками. Это чиновники, инженеры, педагоги, предприниматели, строители, офисные сотрудники.

У 18% опрошенных в исследовании Стигмы высшее образование, 60% имеют среднее или профессиональное. 77% из них работают и более 52% признают, что никогда в жизни не испытывали проблем с обеспечением своих бытовых потребностей. 

Покупка презерватива как событие 

"В обществе по-прежнему царит мнение, что ВИЧ заражаются только наркоманы, проститутки и гомосексуалы. На самое деле инфицируются молодые люди во время полового акта. Таких групп риска, как раньше, больше нет".

Но эти устаревшие стереотипы становятся причиной, почему люди скрывают свой диагноз. Боясь осуждения, пятая часть (18%) не говорят о нем даже семье.

Тем временем Латвия - настоящее королевство ВИЧ! 1 июля 2018 года в стране было 5576 человек с этим диагнозом, но исследование HERMETIC, проведенное в Университете Страдыня, говорит, что истинное число еще больше на 1800 человек.

"Важно перестать выделять группы риска - таких нет, есть только рискованное поведение. Как только мы выделяем группы, появляется реакция "Я НЕ ТАКОЙ, у меня нет ТАКИХ друзей. И вообще меня это не касается".

То, что человек инфицирован, не делает его лучше или хуже. К сожалению, в Латвии отношение общества стигматирующее", - говорит эксперт.

Она поясняет, что вероятность заразиться бытовым путем низкая, потому что вирус гибнет - он гибнет при температуре 42 градуса, как только высыхает кровь.

Поэтому путь распространения ВИЧ - это не салон тату или красоты, где скорее можно заразиться гепатитом, который более устойчив во внешней среде.

Читая лекции о профилактике ВИЧ ученикам средних классов, Сея столкнулась с шокирующим неведением. Парни говорят, что им СТЫДНО покупать презервативы.

"Спрашиваю, как может быть стыдно заботиться о своем здоровье? Они говорят, что стыдно, потому что за ними стоит очередь и в ней могут быть знакомые родителей".

Только кажется, что молодые люди все знают на эту тему. На самом деле знают мало. Общество очень сексуализировано, но знания слабые.

"Он говорит, можно ли заразиться при прерванном половом акте? Ну кому он может задать этот вопрос?", - говорит эксперт.

В то же время она добавляет, что хорошо, что молодежь вообще интересуется и задает вопросы.

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх