26 сентября Сейм Латвийской Республики утвердил концепцию национальной безопасности, которая впоследствии станет основой для разработки плана национальной безопасности. Эта концепция рассматривает различные угрозы, которые должна учитывать наша страна. В качестве примера можно упомянуть вооруженные атаки, кибератаки, терроризм, энергетическую безопасность и многие другие темы. TVNET пригласил Яниса Кажоциньша, советника по национальной безопасности президента и секретаря Совета национальной безопасности, побольше рассказать о концепции и о национальной безопасности в целом.
Для информации - планирование национальной безопасности Латвии
Основываясь на Законе о национальной безопасности Латвийской Республики, Бюро по защите Сатверсме (SAB) не реже одного раза в четыре года готовит анализ угроз государства. Затем на основе этого анализа Кабинет министров готовит концепцию национальной безопасности. Впоследствии Служба военной разведки и безопасности готовит анализ военной угрозы, из которого разрабатывается концепция национальной обороны. Следующий шаг - План национальной безопасности и План национальной обороны. В заключении будет составлен Оперативный план национальной обороны (Янис Кажоциньш считает, что это еще не итоговый документ).
Таким образом, концепция национальной безопасности содержит относительно общий взгляд на актуальные проблемы безопасности государства. Она включат в себя стратегические основные принципы, которые необходимо учитывать при разработке новых документов планирования политики, законодательства и планов действий в области национальной безопасности.
Если рассматривать новую концепцию национальной безопасности, какие основные изменения вы можете назвать?
Мы начали рассматривать вопрос о внедрении комплексной системы национальной обороны.
Что это значит?
Комплексная система национальной обороны - это способ, которым мы объединяем защиту от сочетания военных и других угроз. В настоящее время военные угрозы дополняются тем, что широкая публика знакома с таким понятием, как гибридные угрозы. Учитывая, что мы являемся членом НАТО и ЕС, чисто военная угроза возможна, но гораздо менее вероятна. Это стало особенно маловероятным, потому что союзные военные подразделения теперь находятся на нашей территории.