Хотя мэр Варшавы Рафал Тшасковски не стал победителем президентских выборов в Польше, их результат представляет собой поворотный момент в европейской политике. Волна националистического популизма достигла своего пика. Если перефразировать известное высказывание Уинстона Черчилля, произнесенное после второго сражения при Эль-Аламейне в 1942 году, возможно, это не начало конца современного авторитарного национализма, но, по крайней мере, это конец начала.
Да, конечно, правящая в Польше партия "Право и справедливость" (ПиС) продолжит конфликтовать с Евросоюзом из-за ее попыток ослабить и независимость судебной системы, и принцип верховенства закона в стране. Председатель ПиС Ярослав Качиньский, несомненно, займется установлением контроля над оставшимися независимыми СМИ Польши – это следующий важный пункт его авторитарной повестки. А правительство ПиС, избавившись от угрозы ведения политической позиционной войны с новым, враждебно настроенным президентом, сможет и дальше разваливать европейский проект изнутри.
Тем не менее, антипопулисты могут быть довольны тем фактом, что польский президент Анджей Дуда сумел переизбраться лишь с очень небольшим перевесом голосов, хотя на его стороне была вся сила государственных СМИ, финансируемых за счет налогоплательщиков.
Неожиданно сильное выступление польской оппозиции позволяет сделать несколько полезных выводов для всех, кто по-прежнему верит в конституционную демократию и верховенство закона, причем вне зависимости от того, где они живут.
Прежде всего, бросая вызов популистскому правительству, крайне важно создавать максимально широкую коалицию. Авторитарные популисты в таких странах, как Турция и Венгрия, продолжают выигрывать на выборах, потому что оппозицию в этих страна постоянно раздирают внутренние конфликты. Антипопулисты должны отложить в сторону свои давние разногласия по вопросам культуры (права ЛГБТК и так далее) и экономической политики (например, протекционизм и перераспределение доходов), чтобы сконцентрироваться на ключевой задаче: