В Финляндии 71% государства покрывают леса, а меньше всего лесов на Мальте - 12%.
На вопрос, каковы все-таки минусы ухода за лесом, Виестур отмечает, что лесоразработка с большой лесной техникой - харвестерами - не позволяет максимально использовать всю древесину. В частности, пни в лесу остаются выше, чем в случае, если бы деревья пилил пильщик: "Пильщик измеряет до сантиметров, чтобы получить с дерева по максимуму.
В советские времена у меня был стандарт - чтобы через пень можно было проехать на "Жигулях".
В Латвии осуществляется очень активная политика восстановления леса, установленная в Законе о лесе. Вырубленный лес необходимо восстанавливать в определенное время, например, на минерализированной или осушенной почве - не позже чем в течение пяти лет.
Чтобы лес рос густым и пышным, важно, из чего он состоит: "Когда-то сами выкапывали в поле маленькие саженцы, которые посеялись, а теперь покупаем саженцы в питомниках, в которых высококачественный материал. Нужно записаться на два года вперед, так как саженцев не хватает. Если рядом посадить естественно посеявшийся саженец и второй из питомника, то можно увидеть разницу. Один растет медленно, задумчиво, другой же быстро стремится ввысь. Нам повезло, что есть институт "Силава", который делает большой вклад в лесную науку".
"Саженцы приобретены в питомнике в Стренчи", - начинает Виестур Дрейманис, стоя посреди редкого соснового леса. Прямые, как свечи, сосны с широкими стволами стреляют в небо. Деревьям 24 года. "Три года назад я заметил, что низшие ветви сосен засохли, только вверху остался зеленый букет. Уменьшились и годичные кольца. Это означает, что у деревьев не было зеленой массы, которая их кормит. Обозначил все кривые деревья с двойными верхушками. Мужики их срубили, освободив место для хороших, прямых деревьев. Дали им новое дыхание, и они начали расти.