Рядом с Даниилом - его друг Радик, он живет в доме прямо напротив школы, окна выходят на нее: "Вон моя квартира, 8-й этаж", - показывает он. Утром Радик ни выстрелов, ни взрывов не услышал: "Я сижу, смотрю видео на ютубе, и мне мама звонит - тут грохот в школе, взрыв".
Неподалеку случившееся обсуждали младшеклассницы 175-й гимназии Зарема и Полина. Во вторник они обе должны были учиться во вторую смену, поэтому не застали стрельбу.
Полина при этом училась в классе у одной из погибших учительниц - педагога начальной школы Венеры Айзатовой.
"Венера Султановна защищала детей всегда, она помогала мне с учебой, когда проблемы были. Всегда помогала. 55 лет ей было", - вспоминала школьница.
Ее подруга Зарема в ответ рассказывала о том, что ее сестра училась в параллельном классе со стрелком Ильназом Галявиевым.
- Она мне показала фотки его школьные, говорила, что его девочки любили, он был добрый. А сейчас вот не знает, что с ним случилось...
- Он будто психованный стал, - предположила Полина.
- По слухам, его унижали учителя. Но я в это не верю, потому что учителя у нас хорошие, - вмешалась слушавшая разговор четвероклассница Амалия, которая во время стрельбы занималась английским в соседнем корпусе.
"Это не просто единичный случай"
Многие родители, которые пришли отдать дань памяти погибших, говорили в толпе о том, что волнуются за безопасность своих детей.
"Родители отправили детей в школу и больше никогда их не увидят, - восклицала рыдающая женщина, которая принесла к мемориалу цветы. - Первый день после майских праздников - дети пошли в школу и закончилась их школьная деятельность".
Заплаканный молодой мужчина по имени Ильгиз рассказывал Би-би-си, что его ребенку сейчас еще нет трех лет, но ему больно от произошедшего:
"Это все система, на самом деле. Об этом можно долго рассуждать. Где-то недосмотрели, где-то не захотели заключать договор с ЧОПом. Это не просто единичный случай, другой яркий пример - Керчь" (в Керчи в 2018 году произошло массовое убийство в политехническом колледже, погиб 21 человек).
Жительница Казани Ольга пришла к мемориалу с сыном-школьником, который учился в 175-й гимназии в начальных классах. Даже после его ухода в другую школу семья каждый год приносила директору гимназии цветы в благодарность:
"Охрана там была - как во всех школах. Сидит ЧОП - и все. Но нас охрана не пускала даже в школу, мы детей на улице даже зимой встречали - внутрь только по согласованию с классным руководителем. Раньше было обидно, что внутрь не пускали. А теперь понимаешь - правильно не пускали".
Проблемы с безопасностью есть и в других школах, рассказала Би-би-си женщина по имени Марина, которая пришла к мемориалу с дочерью - она в пострадавшей гимназии не училась.
"Мы в нашей школе тоже говорим об этой проблеме, - делилась Марина. - Что может сделать женщина в форме охранника? Да даже мужчина! В нашей школе даже турникетов нет. Если кто-то зайдет с оружием, наши дети не защищены. Когда я увидела, что этот парень, который зашел, молодой, я подумала, что и в нашу школу он мог бы пройти как старшеклассник".
"Если я пойду в школу, я буду ожидать, что что-то случится"
Все без исключения школьники, которые стояли у мемориала (среди них как ученики гимназии 175, так и других школ) признавались Би-би-си, что после случившегося ходить в школу им будет страшно.
Алиса З., десятиклассница, которая была внутри школы, предполагает, что нескоро вернется в гимназию - зданию, скорее всего, потребуется ремонт.
"Но первого сентября, если я пойду в школу, я буду ожидать, что что-то случится. Но, надеюсь, этого не будет", - говорит она.
12 мая объявлено в Татарстане днем траура. В среду же в республике состоятся первые похороны погибших.