Последние кривые заболеваемости Covid-19 в нескольких европейских странах, а также появление новой мутации в вирусе, обнаруженном в Южной Африке, еще раз напоминают нам, что Covid-19 не утихнет просто так. На этом фоне могло показаться, что худшая ситуация в Латвии уже позади, но Европейский центр профилактики и контроля заболеваний уже предупредил нашу страну, что во второй половине декабря может произойти еще один всплеск, а омикрон-штамм может только способствовать этому, сообщает передача LTV De Facto. То, что ничего в ближайшее время не закончится, ощущает и Всемирная организация здравоохранения.
Пандемия не заканчивается, как все думали раньше. Чего ожидать теперь? (3)
Помимо вакцинации, по-прежнему необходимо будет искать способы балансировать между домашней и экономической деятельностью и ограничительными мерами. Тедрос Аданом Гебреисус, генеральный директор Всемирной организации здравоохранения, заявил на пресс-конференции в середине ноября: "Ни одна страна не может просто вакцинировать себе путь из пандемии. Это не "вакцина или", это - "вакцина и".
Это противоречит тому, что полтора года назад ожидали эксперты, политики и общественность Латвии и других стран. В прошлом году, ожидая первых вакцин, тогдашний министр здравоохранения Илзе Винькеле сказала: "Вакцина - наш билет в привычную жизнь, какой она была до Covid-19".
Но этого не произошло. Вирус изменился и стал более агрессивным, страны, в том числе Латвия, совершали ошибки, вовремя не прибегая к жестким ограничениям и не добившись необходимого охвата вакцинацией. Хотя прививки больше не обещают однозначного выхода из пандемии, их роль в предотвращении серьезного течения заболевания и смерти в максимально возможной степени не изменилась.
"Прежде всего с помощью вакцин нам нужно освободить переполненные больницы. Единственный выход - прививать пожилых людей и людей из групп риска", - подчеркивает Уга Думпис, врач-инфектолог Университетской клинической больницы им. П. Страдиня.
В то же время необходимо будет адаптироваться к новой реальности и признать, что прежние представления о возвращении к "нормальной жизни" могут больше не быть актуальными. Испанский грипп однажды просто исчез после четырех-пяти лет пандемии, но нет оснований ожидать, что это произойдет и в этот раз.
Гирт Брикис, заведующий кафедрой общественного здравоохранения и эпидемиологии Рижского университета им. Страдиня, признает: "Нужно учитывать, что это заболевание будет, так сказать, не эпидемическим, а эндемическим -
несомненно, эта болезнь носит сезонный характер и сезонно будет возвращаться, но мы надеемся, что сможем гораздо лучше бороться с ней.
Относительно того, что это будет означать для нашей повседневной жизни, Думпис привел в пример опыт Дании и Швеции - там заболеваемость растет, но больницы не переполнены, а ограничения сменяются периодами послаблений: "Пока мы с интересом наблюдаем за этими странами, и появился сценарий будущего. Что мы живем нормальной жизнью, но в один месяц, к примеру, не уходим в локдаун, а начинаем носить маски и работать из дома. Когда волна пройдет, возвращаемся к привычной жизни и время от времени, возможно, ревакцинируемся".
Однако затяжной кризис также означает усталость населения и высокий уровень смертности, который в настоящее время составляет десятки случаев смерти от Covid-19 в день. Профессор Латвийского университета Ивар Аустерс признает, что это подтверждают и показатели объективного риска, и его оценка на период ковида с 2020 года по весну-лето этого года.
Люди не особо верят статистике, считает Аустерс, но изменить это способны история и собственный опыт, а также четкие и решительные действия правительства. "Одна из вещей, на которую можно попытаться повлиять извне - это начать думать в долгосрочной перспективе. Потому что сегодняшняя ситуация - лишь краткосрочные решения", - считает Аустерс.
Однако долгосрочное присутствие вируса требует и других форм готовности. Тем не менее межведомственная группа по координации кризисного управления Covid-19 на самом деле не смотрит в далекое будущее, поскольку даже многие текущие решения начинают буксовать во встречах, конфликтах интересов и пр. "Если посмотреть на нашу кампанию вакцинации, можно увидеть, что она идет волнами. Мы за короткое время наращиваем огромные мощности по вакцинации, спрос падает, мы снова ликвидируем все, что построили, сокращаем объемы. Затем приближается осенняя волна, снова эти решения. И очень сложно спланировать и построить систему, если она у нас такая", - говорит директор Госканцелярии и руководитель группы оперативного управления Янис Цитсковскис.
Как развивать систему здравоохранения в условиях присутствия ковида в будущем, Минздрав все-таки планирует. Практический результат - увеличение вместимости больниц для приема 3000 пациентов с ковидом, когда это необходимо. Однако не менее важны другие уровни лечения. Например, семейным врачам давно требуется еще один помощник - третья медсестра. В разговоре с De Facto в начале осени это подчеркнула и семейный врач, руководитель Ассоциации сельских семейных врачей Лига Козловска.
Однако это предложение не продвинулось. В Минздраве тоже концептуально согласны с необходимостью расширения команды семейного врача, но не все так просто. "Этого определенно нет в бюджете на следующий год, но в любом случае мы должны смоделировать все ситуации", - говорит руководитель отделения качества медицинской помощи министерства Санита Янка. Однако основной упор как на краеугольный камень борьбы с агрессивным вирусом будет сделан на вакцинацию. Не исключено, что будут разработаны и другие вакцины.