После начала мобилизации депутатов и чиновников стали спрашивать, готовы ли они показать пример настоящего патриотизма и отправиться на фронт. Некоторые действительно готовы поменять пиджак на военную форму, но большинство указывают, что нужнее стране в тылу. Би-би-си собрала их ответы.
"У них есть более важные и срочные дела". Что отвечают чиновники и депутаты на предложение отправиться в военкомат
В начале сентября, за две недели до объявления в России мобилизации, губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев заявил, что сам бы "с удовольствием" поехал в зону "специальной военной операции", но у него "бронь из-за губернаторства": "Я же командир штаба территориальной обороны, это по должности все губернаторы. Я бросать пост не могу".
После этого жители края создали на сайте Change.org петицию с предложением освободить Дегтярева от должности, чтобы он мог исполнить свою мечту. Ее подписали более 50 тысяч человек, хотя такие петиции, как правило, ни к чему не приводят.
Корреспондент Би-би-си тогда спросил тогда Дегтярева на его странице "ВКонтакте", не хочет ли он пойти на фронт в качестве добровольца, но губернатор не ответил.
После объявления мобилизации подобные вопросы стали появляться под постами многих российских чиновников, депутатов и на страницах местных администраций. Как на них реагируют представители власти, ратующие за отправку россиян на войну?
Депутаты
Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации по закону имеют ту самую бронь, о которой честно рассказывал губернатор Дегтярев.
Однако, как и было указано в петиции за отправку хабаровского губернатора на фронт, эта бронь перестает действовать, как только депутат сдает свой мандат. Но член фракции "Единая Россия" Госдумы Дмитрий Вяткин объяснил накануне с парламентской трибуны, почему этого, на его взгляд, не стоит делать.
"Иной раз кажется, что, наверное, уйти от решения проблем вот здесь, и написать заявление, уйти на фронт - это, наверное, самое легкое решение. Но за нами, за каждым из нас, за всеми нашими партиями стоят граждане, которые живут, казалось бы, обычной мирной жизнью [...]. На нас лежит обязанность и ответственность за то, чтоб донести важность и критичность сегодняшней ситуации до каждого, с кем мы можем поговорить, до кого мы можем дотянуться", - сказал он.
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой тоже заявил, что парламентарии выполняют работу, которую "без них сейчас вряд ли кто-то сделает", но при этом готовы "встать в строй".
Спикер Госдумы Вячеслав Володин, будто отвечая на многочисленные и одинаковые вопросы у себя в телеграм-канале, предложил тогда же депутатам найти среди своих помощников людей с боевым опытом, чтобы они - при желании - отправились на фронт добровольцами. Также он заявил, что Госдума поддержит депутатов, которые захотят отправиться на войну.
Ранее было известно, что в боевых действиях принимал участие. Адам Делимханов. Александр Бородай (в 2014 году - "премьер-министр" самопровозглашенной ДНР) в июне тоже говорил Би-би-си, что "командует добровольческими подразделениями". После объявления мобилизации о готовности отправиться на фронт заявил депутат Юрий Швыткин, участник второй чеченской войны.
Чиновники
Глава фракции "Справедливой России" в Госдуме Сергей Миронов постоянно получает от своих подписчиков в "Твиттере" вопросы, когда он пойдет на фронт, на что замечает, что не подходит по возрасту (69 лет).
Зато собрался на войну его тезка - вице-губернатор Камчатского края Сергей Миронов. Вместе с ним о готовности поехать в Украину заявил федеральный инспектор по краю Евгений Макаров (эта должность - в структуре полпредства).
Однако такие примеры - редкость. Например, глава государственного ВЦИОМа Валерий Фадеев активно выступает в своем "Фейсбуке" и за войну, и за мобилизацию, а соцопросы его ведомства показывают, что россияне также поддерживают "спецоперацию". Однако на вопрос экс-журналистки "Ведомостей" и экс-советницы руководства Центробанка Александры Прокопенко, собирается ли он сам на фронт, он ответил, что напишет главе ЦБ Эльвире Набиуллиной и попросит разобраться с кадрами. "Пятая колонна detected", - заметил он.
Прокопенко написала, что ушла из ЦБ. "Привет вашей новой казахстанской родине (после начала войны Прокопенко уехала в Казахстан - Би-би-си). Как я выяснил, вас уже уволили. Занимайтесь теперь выборами Токаева, если возьмут", - ответил Фадеев, так и не сказав, собирается ли в военкомат.
Дети
Комментируя в соцсетях патриотические посты чиновников и депутатов, пользователи часто спрашивают их, отправили ли они на войну своих детей.
Ведущий канала "Популярная политика" (канал делает команда Навального) Дмитрий Низовцев позвонил сыновьям высокопоставленных российских чиновников, которые выступают за войну. В разговоре он представился сотрудником военкомата.
"В 10 утра, естественно, завтра я не приеду. Если вы знаете, что я господин Песков, вы должны понимать, насколько это не совсем правильно, чтобы я там находился. Я буду это решать на другом уровне", - так, например, ответил ему 32-летний Николай Песков, сын пресс-секретаря презиента России Дмитрия Пескова.
Сам Дмитрий Песков заявил потом журналистам, что из разговора его сына "вырезали смысловую часть". "Сначала попросите их выложить весь разговор. У меня нет сомнений в его единственно правильном выборе. И у него тоже", - пояснил он изданию "Подъем".
Низовцев позвонил и Алексею Мишустину - сыну премьера Михаила Мишустина. Тот заявил, что учится по магистерской программе и "желания воевать" у него "пока не возникало".
Ранее, еще до начала мобилизации, корреспондент Би-би-си спрашивал у тогдашнего главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина в "Твиттере", предлагал ли он своему сыну Алексею пойти добровольцем на войну. В ответ Рогозин заблокировал журналиста. О желании пойти на фронт корреспондент Би-би-си поинтересовался и у Андрея Зюганова - депутата Мосгордумы и внука главы КПРФ Геннадия Зюганова, который активно выступает за войну. Тот, однако, проигнорировал вопрос.
"У них есть важные и срочные дела"
Модель мобилизации, которая существует в России, подразумевает, что самые последовательные сторонники войны должны как можно громче кричать о ее справедливом характере и "призывать сплотиться вокруг президента", говорил ранее Би-би-си философ и главред издания "Новая газета. Европа" Кирилл Мартынов.
При этом сейчас участвуют в войне и гибнут совсем другие люди - в основном выходцы из беднейших регионов России, что, по мнению Мартынова, отражает существующую социальную систему: "одним достаются похоронки, другим - новые бизнес-возможности в "условиях сложившейся ситуации".
Из бедных регионов - например, Бурятии или Якутии - массово забирают людей на войну и сейчас, следует из видео, которые публикуют в соцсетях.
"Поэтому когда человеку, публично поддерживающему войну, предлагают непосредственно в ней участвовать, это воспринимается как нарушение сложившегося общественного порядка. Война ведь не для них изначально предназначена, у них есть более важные и срочные дела. Человек, который предлагает воинственному пропагандисту или чиновнику отправиться на войну, в глазах придворного путинского общества - явный провокатор или простак, не понимающий, как устроен мир", - говорил Мартынов.
8 октября 2021 года власти России внесли корреспондента Би-би-си Андрея Захарова в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента. 17 января 2022 года этот статус был приостановлен по решению суда до окончания процесса по поданному Андреем иску.
- LIVE: Последние новости в режиме реального времени
- ЛИЧНЫЕ ИСТОРИИ: "Нас торопят, с Москвы звонят". Как мальчик из Донбасса оказался в российской семье и получил российское гражданство
- РЕПОРТАЖ: “Стены, пропитанные болью”: подвал, где российские военные пытали украинцев
- АНАЛИЗ: Что получит и что потеряет Путин от объявленной им мобилизации