Редактор дня:
Artjoms Ļipins

Даугавпилсская крепость: как сделать из гетто элитный микрорайон

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Mārtiņš Otto/TVNET

Даугавпилсская крепость — это и уникальный памятник архитектуры, и «укрепленный идеальный город», и отдельный микрорайон, в котором цены на квартиры сегодня сравнимы с историческим центром. Но несмотря на то, что реализуемые постепенно проекты делают ее все более привлекательной для посещения как самих даугавпилчан, так и туристов, на ее полное восстановление требуются огромные суммы, которыми город не располагает. В рамках проекта Русского TVNET «Даугавпилс: взгляд со стороны» мы поговорили с управляющим Даугавпилсской крепости Янисом Островскисом и экспертом по вопросам проектов Артемом Махлиным о том, почему крепость так важна для города, почему государство не хочет вкладывать в нее деньги и что будет с «идеальным городом», когда у страны закончатся еврофонды.

 
Фото: Kaspars Meinerts/TVNET

Тяжелое наследие для Латвии: почему крепость так важна для города?

Даугавпилсская крепость бесспорно является уникальным культурно-историческим памятником архитектуры национального значения. Во-первых, это последняя крепость бастионного типа в мире, а во-вторых, потому что сохранилась практически на 85% в первозданном виде.

«Крепость строилась очень долго, и за это время сменилась вся военная доктрина - появились новые формы вооружения. Поэтому к моменту, когда ее закончили, она просто устарела по своему типу. Для историков это, конечно, уникальное место. К нам часто приезжают специалисты из Европы и восхищаются масштабами и сохранностью», - рассказывает Артем Махлин.

Специалисты отмечают, что для них до сих пор остается большим секретом тот факт, что крепость в свое время не уничтожили, ведь в других городах подобные строения за ненадобностью просто сносили.

«Для Латвии это очень тяжелое наследие. Если бы в свое время здесь не находилась Российская империя, эта крепость вряд ли сейчас тут стояла. Лично я считаю, что

у исторического наследия нет национальности.

Это то, что нам оставило прежнее поколение, и здесь множество проблем, которые нужно решать. И пока государство не поймет, что это «изюминка» не только Даугавпилса, но и всей страны, нам будет сложно двигаться вперед. Сейчас здесь что-то происходит только за счет самоуправления», - считает Янис Островскис.

«Даугавпилс, к большому сожалению, не может привлекать туриста выдающейся архитектурой, конкурировать со многими городами Европы. У нас осталось слишком мало ресурсов, которые можно было бы использовать в развитии края и поддерживать местное предпринимательство. Поэтому именно

благодаря уникальности такого объекта мы можем хоть как-то популяризировать имя нашего города.

Конечно, того количества туристов, что у нас есть на сегодня, не хватает для открытия новых гостиниц, магазинов, кафе, но для этого нам и нужно развивать новые проекты, чем мы и занимаемся», - добавляет Артем Махлин.

 
Фото: Mārtiņš Otto/TVNET

Кому принадлежит крепость и почему страна не хочет вкладывать в нее деньги?

Несмотря на то, что Даугавпилсская крепость всегда была своеобразным символом города, о ее развитии стало слышно только в последние годы. Так, например, в 2013 году был открыт Арт-центр имени Марка Ротко, а также сюда переехало административное здание Латгальского регионального управления Государственной полиции. Специалисты уверяют, что главная проблема заключалась в отсутствии возможности привлечения финансирование для развития и сохранения этого объекта площадью больше двух квадратных километров. Когда речь идет о таких больших масштабах, несколько десятков тысяч здесь не помогут - нужны были миллионы.

«После ухода советской армии здесь практически 25 лет вообще ничего не происходило. Территория была не слишком общественной, ее только формально охраняли. Думаю,

проблема была не только в отсутствии финансирования, но и в отсутствии смелых людей в самоуправлении.

И когда такие появились, процесс пошел - появился центр Ротко, например, хотя, скажу честно, никто до конца не верил, что этот проект заработает. Нужны были слишком большие деньги. Плюс, конечно, Латвия вступила в ЕС и появилась возможность получения и освоения европейских денег. Сегодня могу сказать, что после 2011 года нам не стыдно за ту работу, что мы проделали. Мы слышим множество позитивных отзывов от приезжих, а это наши главные оценщики», - рассказывает управляющий Даугавпилсской крепостью.

На сегодняшний день на территории крепости три главных собственника: самоуправление, государство и частные лица. И если основное бремя содержания ложится на плечи города, то главные проблемы развития, как уверяют специалисты, связаны с нежеланием государства вкладывать в этот культурно-исторический памятник архитектуры хоть какие-то средства. Сегодня многие здания, принадлежащие частникам или государству, находятся в очень плохом состоянии - затянуты строительной сеткой, с заколоченными окнами. И, к сожалению, никаких работ по ремонту этих объектов в ближайшее время не намечается.

«Самая большая проблема крепости в том, что здесь кроме нас еще два собственника - государство и частные физические/юридические лица. К сожалению, от них

за последние годы мы не слышим ничего более пустых разговоров.

Лично мне все равно, кому принадлежит тот или иной объект, но у нас не получается договориться. Если бы все три собственника хорошо работали, у нас получилось бы сдвинуться с этой «точки» гораздо быстрее», - уверяет Янис Островскис.

«Есть одно здание, построенное в 80-х годах прошлого столетия. Мы предлагали государству его снести, но на это нужно около миллиона евро. Поэтому посчитали нецелесообразным вкладывать деньги в снос только для того, чтобы там потом была пустая площадка. Конечно, для нас это большая проблема, потому что мимо ходят горожане и туристы. А вот, например, здания, которые находятся в собственности самоуправления, все приведены в порядок.

У нас в стране нет хоть какой-то программы, направленной на содержание и развитие крепости, и это, конечно, главная наша головная боль.

Если мы говорим о проектах, половина осуществляется за счет еврофондов при софинансировании государственного бюджета и городской думы. Внутри крепости около 80 недвижимых объектов и большая часть из них принадлежит государству. Кое-что восстановлено для нужд полиции, но

для большей части, к сожалению, нет ни денег, ни идей для их развития.

Это достаточно крупные объекты - бывшие казармы, склады и т.д. В современных реалиях такие большие помещения просто не нужны. А учитывая, что они долгое время не использовались, разрушались, их разворовывали, то вкладывать в них деньги сейчас просто нецелесообразно. Например, если у нас появляется какая-нибудь идея для конкретного объекта, самоуправление может перенять у государства права на этот объект и заниматься реализацией проекта. Таким образом город вернул себе около 10 объектов. В прошлом году так произошло, например, с крепостным парком, потому что страна не могла вкладывать в его содержание ни евроцента, ибо по каким-то законам это считалась чуть ли не разбазаривание государственных средств. Поэтому,

несмотря на то, что большинство зданий находятся в статусе культурно-исторического памятника, использовать эти помещения никто не хочет.

Одно время поднимали разговор о том, что какие-нибудь учреждения могли бы переехать на территорию крепости, но здесь встает проблема расположения, ведь она находится далеко от центра и это не очень удобно для горожан. А что касается инвесторов, их очень отпугивает огромная площадь зданий - нужны большие вложения», - рассказывает Артем Махлин.

 
Управляющий Даугавпилсской крепостью Янис Островскис
Управляющий Даугавпилсской крепостью Янис Островскис Фото: Mārtiņš Otto/TVNET

Из гетто в элитный микрорайон: сколько стоит квартира в крепости?

Сегодня Даугавпилсская крепость - это еще и один из самых популярных микрорайонов города: на территории находится 18 многоквартирных домов, а официально здесь живет 1200 человек. В связи с постепенным развитием этого уникального объекта растут и цены на недвижимость, а сам микрорайон имеет все основания со временем стать самым элитным в городе.

«Не знаю, насколько престижно покупать недвижимость, но то, что ситуация там кардинально изменилась - факт. Видите, в 90-х годах, после ухода советской армии, освободилось очень много квартир, и

туда переселяли людей с долгами и социальными проблемами. Образовалось то еще гетто.

Сегодня ситуация абсолютно другая - если квартиры освобождаются, то очень быстро находят новых хозяев.

Цены сравнимы с центром города - немного выше, чем в других районах. Например, однокомнатную квартиру можно приобрести за 6 000 -7 000 евро. Знаю, что в сравнении с Ригой это смешная сумма, но для нашего города это уже «уровень». Однако нужно учитывать, что многие дома были построены еще в 19 веке, т.е. они до сих пор отапливаются дровами, к тому же очень толстые стены. Очень сложно привлечь самоуправление на ремонт этих зданий, так что самим собственникам приходится быть активнее в этом направлении.

Сейчас туда, как правило, стараются переехать представители творческих профессии. Это свои мирок, частично облагороженный, частично находящийся в запущении, но многие находят в этом какую-то романтику», - рассказывает эксперт по вопросам проектов и информации Даугавпилсской крепости Артем Махлин.

«Полтора года назад там еще можно было снять квартиру, сейчас уже нет. Понимающие люди знают, что в крепости нужно покупать недвижимость. Да, сегодня они еще не готовы вкладывать большие деньги в свое приобретение, но придет время, и квартиры в крепости будут стоить больше, чем в историческом центре. Я вам гарантирую!» - добавляет управляющий Янис Островскис.

 
Фото: Mārtiņš Otto/TVNET

Туристы: основная масса - латвийцы; потенциальный рынок - Литва

Освоение европейских денег влечет за собой свод некоторых обязанностей, а именно, необходимость достижения определенных показателей. У такой «схемы» есть свои риски - если проект не добился своей цели, это может грозить тем, что вложенные деньги необходимо будет вернуть: «В одном из проектов центра им. Ротко было условие, что они должны были обеспечить посещаемость на уровне 90 000 - 95 000 человек в год. Они этой цели достигли и даже перевыполнили задачу. Некоторые проекты нацелены на увеличение количество туристов во всем регионе, а сейчас еще и важным показателем является количество проведенных ночей в гостиницах региона», - рассказывает эксперт по вопросам проектов.

Благодаря активным реставрационным работам, которые здесь проходят с 2011 года, Даугавпилсская крепость стала настоящим достоянием всей Латгалии и все больше притягивает туристов. Тем не менее, управление на достигнутом останавливаться не собирается - к декабрю 2019 года здесь появится Музей техники и Музей керамики имени Петериса Мартинсонса. Более того, в крепости уже давно не было «тихих» выходных - каждую неделю здесь проходят множество культурно-массовых мероприятий, привлекающие не только приезжих, но и местных жителей.

«Май и июль - два месяца масштабных мероприятий. В прошлом году впервые у нас прошел «Бал Марты», посвященный уроженке Латгалии Екатерине I, который вызвал огромный интерес у туристов. Надеемся, в этом году будет еще лучше. Также мы проводим фестиваль военно-исторической реконструкции, который тоже увеличивает посещаемость. Хотя это очень сложный жанр: мы не можем изменить историю - Наполеон как нападал со стороны Каунаса, так и будет в сюжете. Но стараемся внести некоторые «изюминки», и сколько бы раз не проходил фестиваль, посетителей хватает.

Конечно, основная масса наших туристов - это латвийцы. В процентном соотношении, например, за 2017 год - это 76,14 % (7,8% из них жители Даугавпилса). На втором месте Литва - 4,7 %. Кстати, это наш наш потенциальный рынок, на который мы сейчас нацелены. Плюс ко всему, недавно запустили поезд Даугавпилс–Вильнюс, что должно способствовать притоку. Россия - всего 2,72 %, хотя раньше россиян было больше, чем литовцев. К сожалению, общая ситуация в России, падение рубля, и, возможно, геополитические вопросы очень повлияли. Зато в этом году значительно увеличилось количество посетителей из Беларуси - 1,25% от общего количества. С белорусской проблемой мы, к сожалению, не в силах справиться - из-за визового режима и цен на визу туристов из соседнего государства не так много, как хотелось бы", - рассказывает Янис Островскис.

 
Фото: Mārtiņš Otto/TVNET

Что будет «завтра»: мы не можем рассчитывать только на туристов

Сегодня многие говорят о том, что в скором времени деньги из еврофондов закончатся, что обернется настоящей катастрофой для многих структур, в том числе и для Даугавпилсской крепости. Обсуждая этот вопрос, наши собеседники не стали скрывать своих опасений:

«Прогнозы разные, говорят, что либо вообще не будет структурных фондов как таковых, либо просто будет другой механизм освоения «европейского кошелька». Но тут возникает вопрос: будет ли доступно финансирование для сохранения культурно-исторического наследия? Сможет ли Латвия получить деньги для такого направления? Сейчас опасения существуют, но надеюсь, что политики смогут найти другие механизмы», - говорит Артем Махлин.

«Пока у меня нет особого ответа, что мы будем делать дальше. Если мы не «достучимся» до государства, ситуация не сильно изменится. Надеюсь, что появятся какие-нибудь другие фонды, но пока, к сожалению, я вижу только один вариант - по максимуму использовать то, что мы имеем сегодня. Я был на одной конференции, где выступал успешный бизнесмен, который занимался развитием многих городов самых разных стран. Так вот он сказал одну вещь, с которой я полностью согласен: гостиница будет развиваться только тогда, когда ее на 70% заполнят местные. С крепостью то же самое. Раньше здесь была такая структура - человек и жил, и работал на территории крепости. Сейчас по-другому - сюда приезжают днем работать, а вечером едут домой в город. Вот, как только крепость заживет в прежнем режиме, тут нужны будут и кафе, и магазины, и парикмахерские. Мы не можем рассчитывать только на туриста», - добавил управляющий, затронув тему общего положения латгальского региона.

«Слишком много вопросов необходимо решить на уровне Кабинета министров, чтобы Даугавпилс и Латгале начали развиваться. К сожалению, ни регион сам по себе, ни отдельно стоящий город сам эти проблемы решить не сможет. Это должна быть жесткая, четкая политика государства.

Я считаю, что нам не нужно возвращать уехавших из страны. Зачем? Этим можно будет заниматься, когда мы остановим отток покидающих Латвию. Мне кажется, все эти программы по реэмиграции созданы только для бумажки, и их создатели сами прекрасно все понимают. Как сегодня вернуть молодую семью из Норвегии? Я не представляю! О какой рождаемости мы можем говорить, когда то поколение, которое сегодня должны рожать детей, уехало? Да, мы не можем платить по 2 000 евро в месяц людям, но есть множество других методов - определенные льготы фирмам, помощь в приобретении жилья молодежи и т.д. У нас сначала говорят о развитии предпринимательства и тут же повышают налог! Это что, способствует развитию бизнеса?

Это ведь еще и задача каждого в отдельности. У меня, например, есть сын, который скоро заканчивает школу. Моя задача, чтобы он хотя бы в Латвии остался. Я уже даже не говорю о Даугавпилсе. Конечно, я не буду ему "перекрывать воздух", но я приложу все усилия, чтобы он сам не захотел уезжать".

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх