Похожую штуку утворил в далёкой от демократии России молодой популист Алексей Навальный. Смена парадигмы в его исполнении состояла в том, что вместо полемики в терминах «авторитаризм-демократия» он предложил публике очень простой факт: страной управляет скучный дядька пенсионного возраста, у которого нет никаких новых идей (если были вообще - хотя бы старые), а его клептократическое окружение идеями не интересуется и подавно, у них другие предпочтения. И сорвал банк - да так, что страну не первый месяц лихорадит, и Кремль не понимает, что с этим делать.
Так что если любите чипсы - запасайтесь: повсеместный бунт против старых (в разных смыслах слова) элит только разворачивается.
Эпоха оптимизма и коллективизма?
Пишущий с недавних пор для агентства BNS британский политический колумнист Эдвард Лукас в тексте, опубликованном 9 июня, назвал наступившие в Европе времена эпохой оптимизма и коллективизма. Даже не принимая во внимание не самые приятные ассоциации восточноевропейца со словом «коллективизм», с Лукасом трудно согласиться.
На первых порах ЕС действительно пытался быть коллективом - но после нескольких расширений превратился в то, что
Джордж Сорос однажды удачно назал «союзом кредиторов и должников».
Ход дальнейших событий показал, что куда реалистичнее (и, возможно, эффективнее) функционировать в формате «семьи», где нагрузки и ответственности раздаются персонально. Чем, как не семьёй, есть нынешняя «Европа многих скоростей»?
Страсть же Евросоюза к расширению иногда разумно корректировалась ходом политических событий, что хорошо видно на примере Турции. Но инстинкт расширения при каждом удобном случае не изжит и поныне. Не успев ещё, как следует «выдохнув», сосредоточится на самых насущных вопросах, вроде окончательной реализации проекта европейской армии, - ЕС уже планирует очередное расширение. Кандидат - Сербия. Предполагаемое время вступления - 2020 год.
Потка что Сербия очень старается. Хотя личность её избранного в апреле президента (а ранее премьера) и одновременно лидера правящей Партии Прогресса Александра Вучича большого энтузиазма не вызывает.
Новоиспеченный либерал, не так давно перепрыгнувший из обширного прокремлёвского крыла сербскиз политиков, Вучич быстро сообразил, откуда дует благоприятный ветер. К тому же балканскте события последнего года - от провала организованного Москвой переворота в Черногории и последующего вступления этой страны в НАТО до заметной активизации в пограничной полосе соседней Боснии (члена НАТО и ЕС) самозванной и никем не признанной Сербской республики, могущей серьёзно скомпрометировать Белград, не оставляли сомнений: Европа сегодня важнее, и быть с ней намного выгоднее.
13 июня Вучич объявил о назначении премьером бывшего министра публичных учреждений 41-летней Аны Брнабич. Такой жест в пользу открытой лесбиянки в стране, где 63% населения убеждено, что гомосексуализм - болезнь, - конечно, должно показывать огромный общественный прогресс.
Комментируя событие, The Guardian пишет, что лучшую декорацию витрины новому президенту трудно было придумать. И тут же цитирует сербского политолога Бобана Стояновича, убежденного, что должность премьера в стране, где вся реальная власть принадлежит Вучичу - жалкий фейк, а назначение «будет маскировать правдивую картинку ситуации с правами человека в Сербии».