Главный редактор журнала Meremees Мадли Витисманн написала в своем мнении о том, как связанные с гибелью «Эстонии» давно опровергнутые мифы вновь вытащены на свет божий и находят новых доверчивых читателей. Недавно в Эстонии вышла книга шведского автора Стефана Торсселя «Паром «Эстония». Гибель Швеции», в которой, по словам Витисманн, вновь навязываются ошибочные утверждения, пишет Postimees.
Почему в Эстонии решили напечатать книгу с ложными утверждениями о гибели парома «Эстония»?
По словам главного редактора издательства «Tänapäev», издавшего книгу, Тауно Вахтера, дискуссия Мадли Витисманн и Стефана Торсселя продолжается уже какое-то время. Как с привлечением издательства, между ними самими, так и через различные публикации.
«Книга попала к нам таким образом, что после выхода оригинала на шведском языке историю о ней рассказало Vikerraadio, а после автор пришел прямо к нам в редакцию. Сначала мы общались взаимно прохладно, но в итоге подумали, что для продолжения так называемой дискуссии, может быть, стоит ее все же опубликовать», - объяснил Вахтер Postimees.
После выхода книги, в издательство Tänapäev, по словам главного редактора, неоднократно поступали отзывы от Мадли Витисманн о том, что в книге есть целый ряд неточностей и ложных утверждений: «Читая их, показалось, что с частью претензий можно было согласиться, а остальное является продолжением дискуссии с автором, о которой мы больше не можем высказывать свое мнение».
По оценке Вахтера, лучше всего было бы поставить этих двух людей друг напротив друга, чтобы они могли объяснить или опровергнуть утверждения друг друга, задав друг другу уточняющие вопросы.
«Поскольку в Швеции книга была издана уважаемым издательством, автор имеет отношение к Департаменту судоходства, а саму тему обсуждали в СМИ, ее публикация у нас не казалась проблематичной. Ладно бы автором книги были Юри Лина или Ютта Рабе, тогда ее можно было бы проще отложить в сторону», - объяснил Вахтер, добавив, что издательство не думало, что она найдет в Эстонии большую популярность.
По словам Мадли Витисманн, ей не о чем спорить со Стефаном Торсселем: «Я как журналист не высказывают личных позиций, и у меня нет своих теорий. Моя дискуссия с автором ограничилась тем, что он задним числом пытался получить разрешение на публикацию моей фотографии, которая без разрешения была использована в этой книге».
По ее словам, Торссель должен спорить не с ней, а с окончательным отчетом расследования гибели «Эстонии»: «Он должен был основательно ознакомиться с отчетом и многими другими источниками, и начать их по одному опровергать, если у него есть какие-то другие данные. Но у него их все же нет, в большей степени он опирался на истории прежних теоретиков заговоров и распространенные в Швеции предубеждения».