Редактор дня:
Alexandra Nekrasova

Латвийская рулетка: малый бизнес переиграет государство?.. (22)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: LETA/Scanpix

В декабре-январе в латвийском бизнесе неизбежна новая волна увольнений. И процесс идет. Хоть поправки к закону о налоге с микропредприятий президент Раймондс Вейонис и тормознул, вернув вопрос на повторное рассмотрение в Сейм, но введения обязательных и непосильных для многих платежей в социальный бюджет это не отменяет.

Реакция общества формулируется кратко: для 50 тысяч предприятий, худо-бедно кормящих почти 90 тысяч человек это смертный приговор. А вот в том, кто на сей раз намерен угробить наш малый бизнес, уже мнения уже расходятся.

Правительство как всегда виновато? Или депутаты, в ночи принимавшие бюджет, и о социальных последствиях его наполняемости, как всегда, не подумавшие? Или это президент виновать - хотел-то как лучше, а получилось... как-то не так?..

Последнее мнение высказано авторитетным экономистом Евгенией Зайцевой. В одной из латвийских газет она так прямо и сказала: три четверти наших микропердприятий одним своим решение убивает президент. Как - так?.. А очень просто, ведь поправки о микропердприятиях касались не только сроков их существования, но и ограничения по отраслям, в которых им разрешается работать, тоже должны были снять.

Впрочем, кандидатов на роль «могильщика» латвийского малого бизнеса и без президента хватает. Именно о таком масштабе последствий идет речь.

По некоторым оценкам, из 60 тысяч реально работающих в стране предприятий малого бизнеса, 50 тысяч выбрали для себя в статусе налогообложения режим микропредприятия.

Многие предприниматели признаются: не появись такая облегченная возможность, едва ли отважились бы они вообще начинать бизнес.

Изменения, отменяющие льготный режим налогообложения для микропредприятий с 2019 года, отложены как минимум до весны. Сейму предстоит к этому вопросу вернуться в ближайшее время. Ведь представители бизнес-сообщества уже договорились с правительством:

прежде, чем все отменять, должен вступить в силу альтернативный вариант. А его пока нет.

Экономис Ольга Павук, редактор журнала «Балтийский курс», собрав и проанализировав разрозненную информацию о микропредприятиях Латвии, показывает, что сегодня они значат и как развиваются. Порядка десяти процентов занятых в экономике латвийцев работают в фирмах с таким статусом. За три квартала 2016 года только налогов в бюджет с них собрано на 46,8 млн. евро -- это на 3,6 млн евро ( 8,4 процента) больше, чем годом ранее. Так зачем это гробить?..

Журнал "Балтийский курс" о микропредприятиях в латвийской экономике

Сегодня «малыши» латвийского бизнеса больше всего встревожены введением обязательных платежей в социальный бюджет за всех работников — в том числе за работающих неполный рабочий день. Есть у тебя в микропредприятии в этом месяце доход или нет, платить все равно придется.

Как минимум - платить «социалку» за себя самого... Причем, для тех, кто использовал статус микропредприятия исключительно для оптимизации налогов, платежи в соцбюджет не такая уж и проблема.

А вот фирмочки, избравшие режим микропредприятия для реальной работы в мелком бизнесе, уже закрываться пачками и продолжат закрываться. Или же ищут лазейку и озабочены сменой статуса. Ведь бизнес в Латвии — азартная игра, правила ее меняются часто и далеко не всегда продумано, так что предприниматели наши привыкли ловчить.

Ставки соцналога на 2017 год правительством утверждены. Для тех, кто работает по найму, распределение долей социальных налогов между работником и работодателем не очень-то актуально, за них бухгалтерия подумает. Да и торг за сумму зарплаты в частном бизнесе ведется обычно «нетто», а не в «брутто».

Но для многих предпринимателей, едва сводящих концы с концами, альтернативой микропредприятию скорее станет отъезд из Латвии. А какие варианты? Стать обычной фирмой, показывать нулевой доход? Превратиться в частника?..

Но для самозанятых лиц, например, ставка обязательного соцналога составит аж 31,13 процента. Едва ли такая ставка окажется привлекательной для смены предпринимательского статуса. А уж тем более если ваш бизнес — сезонный, доходы его нестабильны, а накоплений особо и нет.

Намерения у правительства в очередной раз благие: забота о социальной защищенности большого числа работащих в «серой» зоне. Собственно говоря, микропредприятия в 2010 году тоже породила забота о населении. Резоны тогда были иные: пусть уж лучше предприимчивые люди работают на себя, чем на шее бюджета сидят, получая пособия по безработице. Ну, и с теневой экономикой льготным налоговым режимом для микропредприятий тоже надеялись побороться.

Последнее отчасти удалось:

в первые три года существования микропредприятий — вплоть до 2013 года - эффект был, доля теневой экономики по отношению к ВВП снизилась. Но с 2013 года «серая» зона снова стала расти.

Увы, значительная часть предпринимательского сообщества не ассоциирует себя с государством, и не хочет оплачивать ростущие аппетиты привиллегированного класса работающих — чиновников.

Микропредприятия были решением временным, порождением кризиса. Но что сегодня, в 2016 и 2017 году может стать их адекватной заменой? Пикеты предпринимателей, протестовавших у здания Сейма против предложенных властью перемен, показали, что адекватного ответа на этот вопрос у власти нет.

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх