Ставки соцналога на 2017 год правительством утверждены. Для тех, кто работает по найму, распределение долей социальных налогов между работником и работодателем не очень-то актуально, за них бухгалтерия подумает. Да и торг за сумму зарплаты в частном бизнесе ведется обычно «нетто», а не в «брутто».
Но для многих предпринимателей, едва сводящих концы с концами, альтернативой микропредприятию скорее станет отъезд из Латвии. А какие варианты? Стать обычной фирмой, показывать нулевой доход? Превратиться в частника?..
Но для самозанятых лиц, например, ставка обязательного соцналога составит аж 31,13 процента. Едва ли такая ставка окажется привлекательной для смены предпринимательского статуса. А уж тем более если ваш бизнес — сезонный, доходы его нестабильны, а накоплений особо и нет.
Намерения у правительства в очередной раз благие: забота о социальной защищенности большого числа работащих в «серой» зоне. Собственно говоря, микропредприятия в 2010 году тоже породила забота о населении. Резоны тогда были иные: пусть уж лучше предприимчивые люди работают на себя, чем на шее бюджета сидят, получая пособия по безработице. Ну, и с теневой экономикой льготным налоговым режимом для микропредприятий тоже надеялись побороться.
Последнее отчасти удалось:
в первые три года существования микропредприятий — вплоть до 2013 года - эффект был, доля теневой экономики по отношению к ВВП снизилась. Но с 2013 года «серая» зона снова стала расти.
Увы, значительная часть предпринимательского сообщества не ассоциирует себя с государством, и не хочет оплачивать ростущие аппетиты привиллегированного класса работающих — чиновников.
Микропредприятия были решением временным, порождением кризиса. Но что сегодня, в 2016 и 2017 году может стать их адекватной заменой? Пикеты предпринимателей, протестовавших у здания Сейма против предложенных властью перемен, показали, что адекватного ответа на этот вопрос у власти нет.