Вокруг Центрального рынка кипят страсти. Перемены волнуют многих. Выиграет ли покупатель? Не исчезнет ли с прилавков дешевый товар? Рижане любят свой рынок за изобилие, дешевизну, экзотику, приводят на рынок гостей. Но сами... продукты чаще покупают в супермаркетах. Правда ли, что избавляясь сейчас от посредников, рынок лишает работы тысячи людей?.. Обо всем этом русский TVNET поговорил с Андрисом Морозовым, главой Центрального рынка.
Можно ли торговать на базаре красиво и честно? Точка зрения директора рынка (9)
Рижский рынок в масштабах Европы
- Правда, что наш рынок сегодня крупнейший в Европе?.. И какой из европейских рынков может с Рижским конкурировать - по размерам?..
- Рижский Центральный рынок — это 7 гектаров общей площади и 100 тысяч квадратных метров непосредственно торговых площадей. В Европе по территории с ним может конкурировать разве что Барселонский рынок.
- Посетителей в выходные дни тысяч двадцать бывает здесь?..
- - Нет, неправильная у вас информация. Не 20, а 120 тысяч - это наш максимум за день. В праздничные дни максимальное число посетителей на рынке достигает 120 тысяч человек. Есть такой период активной торговли - с 1 марта и по конец сентября. В обычные дни в это время посещаемость дневная колеблется от 50 до 80 тысяч человек. И мы видим, что около 30 процентов сейчас, это туристы.
- Бывает, что поутру на рынке встретишь джентельменов … которые пьют одеколон… Мне вот прямо сегодня парочка таких повстречалась...
- Просто надо менять среду. Ведь почему здесь встречаются джентельмены, которые … скажем так… применяют одеколон не по назначению?.. Они здесь потому, что для них здесь благоприятная среда — с точки зрения доступности продуктов питания. Изменить среду это одно из направлений, по которому рынок должен работать.
- Рынок был в свое время местом, где продукты покупали люди с очень хорошим достатком. Был — и отчасти теперь остается — местом, где закупаются из экономии. А на кого Вы ориентируетесь в будущем, начиная большие перемены?
- Администрация рынка работает в том направлении, чтобы больше стал средний чек и увеличилось среди посетителей количество людей среднего достатка. Если мы посмотрим, кто сегодня рынок посещает — все слои населения бывают здесь. Но люди со средним достатоком пока довольно мало посещают рынок. Думаю, происходит это потому, что рынок не слишком привлекателен чисто визуально.
- Может быть, причина не только в этом причина — ведь рынок не очень вписывается и в график жизни работы многих рижан?..
- Отнюдь!.. Думаю, что людям со средним и высоким достатком было бы приятно посетить торговые ряды и бывать на рынке, если бы здесь была бы привлекательная среда. Поэтому у нас — у правления рынка — концепция развития нацелена именно на изменение среды, рынок должен стать привлекательным визуально. Еще не работая на рынке я часто приезжал сюда, чтобы купить свежую рыбу, например, или мясо. Но находиться на открытой территории мне было не очень приятно, контингент не всегда привлекателен.
Прилавок — дорогой, товар — дешевый?..
- Вас обвиняют в том, что перемены на Центральном рынке лишают работы многих людей... И много в чем еще!..
- В последнее время звучало, что рынок забирает рабочие места у порядочных торговцев, закрывает их, а вместо этого планирует открытие фонтанов, велодорожек. Но все это - блеф. Наоборот, мы хотим улучшить условия работы продавцов и дополнительно привлечь сюда покупателей.
Если мы сейчас посмотрим на открытую территорию, например, вдоль павильонов - от молочного до рыбного - то по рыночной стоимости она вполне может быть ВИП-территорией. Ведь территория эта довольно дорогая — именно как торговые места.
Но посмотрим, что за продукция там продается — она же не соответствует никаким критериям!.. Увядшие овощи, перестоявшие, не в лучшем виде… Зато дешевые. Я думаю, что они не приносят честному торговцу особой прибыли.
- Перебью Вас вопросом… Давайте, сразу уточним — эти торговые места, они сегодня под арендаторами? Или же управляются уже непосредственно рынком?
- Эти торговые места — конкретно под арендаторами. Если мы посмотрим на ту часть территории, которая непосредственно находится между молочным и мясным павильонами, то и здесь торговые места тоже довольно-таки дорогие. Но и продукция продается более качественная свежая, более визуально привлекательная.
Посмотрим теперь на территорию, которая под арендой. Продают там все довольно увядшее, но и дешево продают. Но сама-то территория - дорогая!.. Так почему же арендаторы могут себе позволить продавать там такую продукцию, если аренда торгового места, например, там стоит 20 евро в день, когда у нас аналогичная площадь стоит порядка 10 евро — с налогами уже.
Почему? Это - и не выбитые чеки, и манипуляции на торговых весах… Если так торговать, то в таком случае стоимость торгового места, конечно, отбивается. Но это не создает привлекательности самому рынку.
Никто ведь из покупателей не разбирается — арендуемая это территория или не арендуемая территория... При всех негативных или позитивных эмоциях, которые покупатель испытывает здесь, для него это все — Центральный рынок.
Любишь кататься - люби и саночки возить!
- Значит, перемены на Центральном коснуться и самых дешевых торговых рядов… Как скоро?
- Все зависит от законодательства Латвийской Республики. Потому что сейчас компания может себе позволить длительно не платить арендную плату, быть в больших долгах перед Центральным рынком и при этом оставаться на нашей территории. И с позиций закона мы ничего не можем сделать с ними, поскольку у них есть договор и они не намерены его прекращать. Так что мы ожидаем, когда состоится суд, будет решение суда, по которому компания оставит занимаемую территорию.
- То есть все пока что вязнет в судопроизводстве, нерасторопном и длительном…
- Ну, посмотрим, насколько оно длительное. Потому что долги их увеличиваются с каждым днем.
Была такая ситуация, что арендаторы не платили коммунальные, за воду, не платил за электричество. Мы на этой территории даже отключали им электричество. И на данный момент за арендуемую территорию они должны нам уже порядка 90 тысяч евро.
Буквально сегодня я получил информацию, что они опять не оплачивают коммунальные услуги, и я буду вынужден снова отключить электричество.
- Есть еще вопрос, касающийся этого спора с арендаторами. Ведь они тоже аппелировали к общественности, утверждая, что если будет расторгнут договор они будут изгнаны с Центрального рынка, то тысяча человек лишится с работы... Это так?..
- Сегодня уже конец ноября, да?.. И все сроки прошли, когда они должны были подписать акт приемки-сдачи территории в связи с прекращением договора. Если пройдетесь сегодня по рынку — сами убедитесь, что продавцы как торговали - так и торгуют, что места торговые не пустуют, все продолжают работать. Так что это — манипуляция словами. Кто у нас громче всех кричит?.. Со стороны рынка — и лично с моей стороны - уже подано в этой связи заявление в полицию о клевете.
- По рынку я уже прошлась - пустующих торговых мест, действительно, больше не стало. Во всяком случае, в глаза пустые прилавки не бросаются.
- В компании, о которой мы говорим, работало официально порядка тринадцати человек — это совсем не тысяча человек. И если уж арендатор берет достаточно большую территорию, занимающую 7700 квадратных метров, то эту территорию надо адекватно обслуживать. А
если мы сегодня посмотрим на эту территорию - там оставшиеся с 90-х годов торговые столы, на которых доски сгнили и заделаны непонятными фанерками. И продажа нелегальных акцизных товаров там происходит... Мы настойчиво просили арендатора навести во всем этом порядок, но наши требования не принимались во внимание.
В Риге - будет как в Барселоне или Стокгольме?
- А каким Вы видите рынок через пять-шесть лет? Или — на какой-то более длительный период просчитана перспектива?
- Мы смотрим вперед на пятилетку. В ближайшее время рынок ожидают большие работы по реконструкции — гастрономический павильон находится под реконструкцией, площадь находится под реконструкцией. На площади, например, до сих пор не было ни коммуникаций, ни канализации, ни ливневки. И весь дождевой поток оставался на поверхности, лужи после дожды мешали и покупателям, и продавцам. Сейчас территория приведена в порядок — там уже нет луж, например.
Есть еще, что доделывать, и доработка идет. Есть обстоятельства, на которые мы не могли повлиять. Погодные условия, например. И верхний слой, который мы там снимали, тоже был довольно большой. Но по весне там все уже будет завершено. Еще есть второй этап работ, который пойдет на улице Прагас — между мясным и молочным павильонами тоже будут приведены в порядок коммуникации.
В 2018 году предстоит благоустройство территории канала, реконструкция подвальных помещений. Работ довольно-таки много впереди. И все они должны быть проведены, потому что конструкции не становятся моложе, они ветшают, за ними нужно надлежащим образом присматривать.
- А чем уже сегодня наш рынок может по праву гордиться?
- Гордиться можем ассортиментом товаров, которые у нас продаются, он довольно-таки обширен. Много латвийской продукции, и европейские товары — очень разные. История рынка богатая и интересная, это тоже нам привлекательности добавляет. В планах пятилетки у нас и улучшение среды, и качества товаров, и общей привлекательности Центрального рынка.
Есть и большие проекты, которые мы в ближайшее время планируем реализовать. Например, хотим создать рынок категории «люкс» - похожий на Барселонский рынок, на Стокгольмский рынок. Более европейским тем самым хотим сделать Центральный рынок.
- Имеется в виду такой рынок внутри рынка?.. Предполагается отдельный павильон?
- Здесь же, на Центральном рынке будет отдельный, хорошо оснащенный павильон, с разной продукцией, с ресторанами и кафе. Концепция довольно-таки интересная, сейчас мы работаем над ней. Думаю, в ближайшее время мы договоримся с инвесторами и будем это направление развивать. С точки зрения привлекательности рынка все будет намного интереснее.
Если мы сегодня смотрим на количество туристов, которые просто посещают рынок… Их много, да. Но они просто приходят сюда познакомиться с территорией рынка, с его историей и… уходят. Но для продавцов это не очень интересно. Когда рынок заполнен туристами, покупателям это только мешает передвигаться… Наша задача сделать так, чтобы туристы здесь оставляли свои деньги: покупали товары, могли посидеть в ресторане, пообщаться, потусить…
- Уже появилась на рынке парочка таких мест, по местным меркам не самых дешевых, где туристы с удовольствием сидят…
- Да, и этому направлению предстоит развиваться. У нас будет производство сыров, например, где можно будет посмотреть, как сыр производится. Выпечку хлеба тоже будем показывать. Есть и другие планы по развитию, они большие, мы работаем, чтобы привлечь сюда и туристов, и рижан - людей среднего достатка.
Вид на бизнес со стороны рынка
- Недавно Вы выступали на днях малого бизнеса. Говорили о том, что Центральный рынок — хорошая площадка для старта предпринимателей, что вы открыты для идей и предложений предпринимателей. Интересные предложения с Вашей стороны тоже прозвучали. Вы вот плотно, изо дня в день сталкиваетесь с малым бизнесом, причем в разных его проявления — и хороших, и криминальных, - я думаю, едва ли «теневая» экономика и контрабанда мимо рынка проходят… Но вопрос о другом. Скажите, в чем, на Ваш взгляд, сегодня нуждается малый бизнес, чтобы выйти из тени? В какой помощи со стороны государства?
- Если говорить о малом бизнесе, наверное, со стороны государства он прежде всего нуждается в поддержка его конкурентоспособности. Ведь если посмотреть, например, на производителей овощей, работающих в Европе и в Латвии, разница довольно-таки большая.
- Без поддержки государства нашим крестьянам конкурировать сложно?
- Со стороны рынка, например, поддержка производителя заключается в том, что мы даем многим скидки на торговые места — начиная от пенсионеров, и заканчивая землевладельцами, которые на своей земле продукцию произвели или вырасти. Мы идем им навстречу.
Мы - рынок столицы, и рады видеть здесь, в первую очередь, местного призводителя, который вправе гордиться своей продукцией. Ведь турист, который к нам приезжает, видит здесь весь спектр продукции, произведенной в Латвии. И у него создается какое-то впечатление о нашем государстве.
И наша задача в том, чтобы это впечатление становилось лучше.
Ну а со стороны государства... Какая может быть конкурентоспособность, если в Польше PVN (или НДС - Т.О.) на сельхозпродукцию — 5 процентов, а у нас 21 процент…
- Об этом и молочники, все производители продуктов питания просто хором говорят!..
- Да, в сумме ведь более 100 и даже до 200 процентов наценки уже получается… Поэтому они и на нашем рынке более конкурентоспособны. У продавца появляется интерес такой продукцией торговать, человеческий фактор включается — больше продать, больше заработать. Вот и все... А у нас сейчас малых производителей еще и лишают льгот по налогам. Конкурентоспособность нашего малого производителя на этом утрачивается сразу же, моментально.
- У меня к Вам есть еще один вопрос — читательский. Планируя это интервью, мы просили читателей тоже задавать вопросы. Один из них был таким: если аренда торгового киоска на площади стоит арендатору 400 евро в месяц — то почему нам не скажут прямо, что в этой арендной плате приходится на аренду земли, а что - прибыль рынка? Или это — коммерческая тайна?
- По большому счету, коммерческой тайной это, конечно, не является. Вся информация доступна, есть в открытом доступе. Наши годовые бюджеты, отчеты, которые сдаются в налоговую, все этом потом становится доступно. Все-таки мы предприятие самоуправления, где информация более-менее доступна.
Но если посмотрим на территорию, которая нуждается в содержании и благоустройстве — она ведь довольно большая. И все деньги, которые приходят в казну нашего предприятия, тратятся на улучшение среды, на улучшение качества, условий торговли. Есть и определенный маркетинговый план, мы много работаем над маркетингом, привлекая покупателя. Это и подразумевает, почему территория должна быть под управлением самого центрального рынка, а не под управлением какой-то компании, которая получает с этого еще и прибыль…
- Если я правильно Вас понимаю, речь о том, что расклад расходов — доходов считается никак не на каждый отдельный киоск…
- Конечно, все считается на общую территорию, прибыль идет в общий котел — и дальше делится, вкладывается в развитие. Только реконструкция металлоконструкций гастрономического павильона стоит около 300 тысяч евро примерно... Ведь там конструкции 1930-ого года. Почти за сто лет металл устал, а замена его дорого стоит.
- Вы сегодня улетаете в командировку. Куда, если не секрет?
- Улетаем сегодня в Астану. В сентябре у нас на рынке побывал посол Казахстана, осмотрел все, заметил, что ассортимент мясной продукции, например, в Казахстане сегодня больше. Но поездка наша в Астану - не только для того, чтобы познакомиться с продукцией, которой нет тут у нас. Будем информировать и латвийских производителей, торгующих на наших площадях, о том, какие возможности размещения их продукции есть на рынке Казахстана. Регион большой, порядка 60 млн. жителей, и в любом случае этот рынок нам интересен.
Есть пока определенные сложности, ведь Казахстан находится в одной таможенной системе с Белоруссией и Россией. Но, я думаю, все у нас впереди, рано или поздно этот рынок для нас откроется. И надо быть готовыми к тому, чтобы в будущем наш производитель мог там развиваться. У меня довольно-таки большой опыт есть в таможенной сфере, в частности, в работе с Таможенным союзом. И мы не лишаем себя возможности обмена опытом, это откроет глаза, как нам самим свою территорию благоустроить или улучшить. Надо больше смотреть на разные рынки — чем больше опыта, тем больше привлекательность нашей территории.
В Астане запланированы встречи с руководстом тамошнего рынка и с представителями бизнеса — с предпринимателями, которыми наш рынок может быть интересен.