После того, как рижанин Каспар рассказал о своём опыте помощи сотрудникам «неотложки», которые, по их словам, зарабатывают по «350 евро на руки», Русский TVNET решил узнать о том, что на самом деле происходит внутри экипажа скорой помощи. «Не может не быть проблем в системе здравоохранения, если медик получает меньше бармена», - поделился опытный помощник врача, который пожелал остаться анонимным.
Работник «скорой»: «Не должен медик получать зарплату меньше бармена» (37)
500 евро «на бумаге» для работника «скорой»
Зарплата сотрудников скорой зависит от их сертификации и должности. По данным отчётов СНМП,
зарплата несертифицированного помощника врача скорой составляет от 414 до 440 евро, сертифицированного— от 414 до 575 евро брутто.
Старший помощник врача получает 538-697 «грязными».
Ещё один нюанс, который бросается в глаза при изучении зарплатный отчётов неотложной медицинской помощи, - огромный разрыв в зарплате между руководителями и исполнителями. Так, например, руководитель регионального центра СНМП ежемесячно получает зарплату в размере 2054 евро брутто.
«Чтобы заработать на жизнь, в которой себе можно позволить не один лишь хлеб с водой, мы вынуждены работать как минимум на полторы ставки. Гордиться нечем, ровно как и жаловаться не на что — в Латвии представители многих профессий вынуждены работать сверхурочно. За дежурства на массовых мероприятиях доплачивают. Но здесь есть важный нюанс — работа на «скорой» это все же не восьмичасовой рабочий день в офисе, а в Риге катастрофически не хватает работников», - прокомментировал сотрудник «скорой».
По словам другого сотрудника СНМП, в регионах условия труда лучше. «Меня всё устраивает, и зарплата, и форма новая. А об остальном мне нельзя рассказывать по договору», - прокомментировал он.
Продолжайте чтение статьи, кликая на подзаголовки ниже:
Работники «скорой» без опыта
В начале этого года возможностью досрочного выхода на пенсию с начала года воспользовались 77 сотрудников Службы неотложной медицинской помощи (СНМП).
Нехватка кадров, по словам представителей организации, ощущается остро, особенно в столице Латвии, где сотрудники «скорой» загружены больше всего.
«Студенты и молодые специалисты, которые чаще всего совмещают работу на «скорой» с обучением, очень стараются.
Надо понимать, что эта работа, где вознаграждение не первично, для нас это действительно призвание, но нам всем хочется есть и быть здоровыми.
Мы морально выгораем, иногда сами получаем травмы, мы тоже люди. Те, кто приступили к работе на скорой недавно работают с полной самоотдачей — для них это возможность применить на практике свои знания, полученные в учебных заведениях. Но всё, как известно, приходит с опытом. Не стоит их винить в том, что с первого раза не смогли попасть в вену и т. д. Для «зелёных» сотрудников каждый вызов это чрезвычайная ситуация и стресс, с которым порой нелегко справиться».
Продолжайте чтение статьи, кликая на подзаголовки ниже:
Работа на «скорой» как пунктик в CV
Многие медики рассматривают дежурства на «скорой» как временную работу. Часть из них повышает свою квалификацию, для того, чтобы работать узкопрофильным специалистом, другие - надеются уйти в частную практику, потому что, как известно, там специалисты получают в разы больше.
«Я лично знаю нескольких талантливых медиков, таких обычно называют врачами от Бога, которые ушли из «скорой» потому, что зарплата не соответствует тому количеству часов и тем обязанностям, которые они выполняли.
Ну не может не быть проблем в системе здравоохранения, если многие медики, спасающие жизни, получают меньше, чем бармен, который смешивает коктейли».
Продолжайте чтение статьи, кликая на подзаголовки ниже:
Нападения, оскорбления, ужас
С каждым годом растёт число случаев, когда сотрудникам неотложной медицинской помощи самим необходима помощь полицейских. В 2014 году «скорая» обращалась за помощью к полицейским 6 тысяч 991 раз, а в 2015 году — 7 тысяч 106 раз.
Собеседник Русского TVNET рассказывает: «Чего стоит один лишь случай, когда бригаду спасателей в буквальном смысле слова «взяли в заложники» (Случай, когда медики неотложной медицинской помощи отправились по вызову в многоквартирный дом по ул.Дамбья в Елгаве, где их помощь требовалась пожилой женщине. Вместе с больной в квартире находилась ее родственница, которая приехавших медиков заперла в квартире и не выпускала. Как рассказали соседи, при захвате заложников женщина размахивала ножом, - прим.ред.).
«Конечно, люди, с которыми произошло несчастье, находятся в шоковом состоянии, иногда ведут себя неадекватно… Иногда на нас кричат, набрасываются, пытаются научить, как правильно спасать умирающего. Бывают случаи, после которых приходится отходить очень долго.
Есть действительно жуткие вызовы, рассказывать о которых было бы, как минимум, неэтично. Могу сказать, что это работа, на которой действительно выгорают.
Если смотреть на каждого пациента как на человека со своей судьбой, можно сойти с ума. Нередко сотрудников «скорой» да и вообще медиков обвиняют в чёрствости. А вы подумайте, сколько пациентов в день «через нас проходит», сколько всего мы видим и слышим», - поделился медик, пожелавший остаться анонимным.
Продолжайте чтение статьи, кликая на подзаголовки ниже:
Работники «скорой» - тоже люди, а не «аптечка» на колёсах!
Ещё одна проблема - вызовы, приезжая на которые, медики констатируют, что жизни пациента ничего не угрожает. По словам медика, происходит это зачастую из-за того, что семейные врачи не дают своим пациентам всю информацию о курсе лечения или вовремя не направляют их к соответствующему специалисту.
«Большинство из таких вызовов «фильтрует» диспетчер, который принимает звонки, но
несколько раз в неделю приходится приезжать к пациенту чтобы просто наклеить пластырь.
Я сейчас, конечно, утрирую. Считаю, что всем необходимо понимать: если сотрудники СНМП поедут помогать ребёнку с температурой 38 или бабушке с незначительным ожогом, они могут не успеть к пациенту, которому действительно нужна помощь. Известны и обратные случаи - люди решают ехать в больницу на собственном транспорте, а потом сидят полуживые в очереди в приёмном отделение», - поделился медик.
Директор СНМП Армандс Плориньш также подчеркнул важность отсева ложных вызовов. По его словам, если у диспетчера появляется хоть тень подозрения, что бригада может выехать к здоровому пациенту, он отменяет выезд. Для того, чтобы повысить сознательность латвийцев в 2012 году была запущена информативная кампания «Jūties «švaki»? Ne vienmēr ir TIK traki!».
Однако, по словам собеседника Русского TVNET, многие до сих пор вызывают «скорую» в ситуациях, в которых могут справиться сами.
"Многие пациенты не ходят к врачу на протяжении долгих лет, а когда что-то случается, состояние здоровья ухудшается, сразу вызывают «скорую», хотя могли бы справиться с проблемой самостоятельно. Конечно, я понимаю людей - когда что-либо не так, особенно если ребёнок начинает чувствовать себя плохо, иногда бывает сложно адекватно оценить ситуацию.
Вопреки претензиям и недовольствам многих, я должен ещё раз сказать - случайных людей в этой профессии нет.
Молодые специалисты, как правило, все воодушевлены - спасать жизни - их призвание, то, без чего они не могут представить свою жизнь. Однако, когда ты начинаешь понимать, что не можешь обеспечить себя даже самым необходимым, прокормить семью, энтузиазм пропадает. Многие уходят. Насколько мне известно, в регионах не такая текучка кадров - может быть причина этому, что уходить с такой работы некуда. К сожалению, я знаю людей, которые отказались от своей работы потому, что они хотят есть, они тоже болеют, надрывают спины, выгорают, устают..."
Так кто же должен сносить пациентов?
Возвращаясь к нашумевшей ситуации, которую описал рижанин Кристап, Русский TVNET обратился за комментарием непосредственно в Службу неотложной медицинской помощи (СНМП).
Ситуацию комментирует руководитель отдела коммуникации СНМП Илзе Букша:
"Согласно правилам Кабинета Министров, руководитель бригады неотложной помощи должен быть сертифицирован. Главный критерий формирования бригады - квалификация медицинских работников.
В составе бригады 3 человека - шофер оперативного транспортного средства и два медика
(один из них - руководитель бригады, который принимает решения).
Конечно, обязанности бригады - не только оказание помощи в критической ситуации, но и транспортировка пациента в больницу. Однако перед транспортировкой необходимо стабилизировать состояние пострадавшего. Как известно, как в медицине, так и в сфере социального ухода подавляющее большинство работников - девушки и женщины. Бригаде СНМП по пути из машины к пациенту следует взять с собой достаточно тяжёлое оборудование, необходимое для спасения жизни, - медицинскую сумку и дефибриллятор. Если мы получаем вызов о критической ситуации, бригада берёт с собой дополнительное оборудование - кислородную маску, вакуумный матрац и т.д.
Да, есть ситуации, когда мы просим помощи у людей, которые находятся рядом - у соседей, у прохожих. Мы просим отнестись к этому с пониманием, и мы очень благодарны всем отзывчивым неравнодушным людям, которые не проходят мимо.
Есть и такие случаи, когда нам необходима помощь работников Государственной пожарно-спасательной службы. Например, если пациент очень тяжёлый или пострадавший находится в месте, куда невозможно подъехать на "скорой". Однако всегда, когда у любого члена бригады "свободные руки", он должен участвовать в процессе перемещения и транспортировки пациента. Если такой возможности нет, бригада решает, как им поступать - просить помощи у прохожих и соседей, или звонить диспетчеру СНМП с просьбой прислать ещё одну бригаду медиков".