Вопрос о переводе дома, где родился Гитлер, из частной собственности в государственную можно считать уже решенным. Но что дальше делать с этим зданием?
На память или уничтожить: Австрия спорит о доме Гитлера (2)
Парламенту Австрии предстоит рассмотреть законопроект правительства об отчуждении дома, в котором родился Адольф Гитлер. В настоящее время дом в городе Браунау-на-Инне находится в частном владении, но арендуется австрийским государством. От решения парламентариев зависит также вопрос о дальнейшей судьбе дома в случае его реквизиции.
Разработкой возможных сценариев, которые в октябре будут рассмотрены депутатами австрийского парламента, в настоящее время занимается специально созданная комиссия из 12 человек. В нее вошли ученые, политики и представители административно-хозяйственных служб. «Наша главная цель состоит в том, чтобы не допустить ажиотажа со стороны неонацистов вокруг дома и их паломничеств к нему. Только в таком случае можно считать экспроприацию частной собственности оправданной. Добиться этого можно только, если удастся лишить этот дом его мифической ауры», - заявил в беседе с DW венский историк Оливер Раткольб (Oliver Rathkolb), один из членов комиссии.
Правительство Австрии в июле приняло решение о принудительном отчуждении дома и переводе его в государственную собственность. Владелица объекта должна получить компенсацию за отчуждаемую собственность. До последнего времени дама отказывалась проводить в доме необходимые ремонтные работы для поддержания его в эксплуатации. Дом, который помимо прочего использовался как мастерская для инвалидов, с 2011 года стоит пустым. Суммарные расходы на плату за дом, который правительство Австрии арендует с 1970-х годов, составили уже около 300 тысяч евро.
Полярные мнения
С момента опубликования планов австрийских властей о реквизиции дома, где родился Адольф Гитлер, в Австрии разгорелась ожесточенная дискуссия о его последующем использовании. Одна фракция придерживается наступательной тактики и считает, что дом следует сохранить и даже превратить в мемориал. К этой группе относится австрийский политолог Андреас Майслингер (Andreas Maislinger). Он на протяжении последних 15 лет предлагает превратить дом Гитлера в молодежный дискуссионный клуб и назвать его «Дом ответственности». В этом доме, с его тремя этажами, которые в концепции политолога приобретают символическое значение, юные участники дискуссий проходят с первого этажа на третий, обсуждая в нижних помещениях вопросы ответственности за деяния прошлых поколений, затем, на следующем этаже, злободневные политические проблемы, и, наконец, на последнем - планы на будущее.
Историк Оливер Раткольб из комиссии, которой поручено разработать варианты обращения с домом после его экспроприации, к идее мемориала на месте рождения Гитлера относится крайне скептически. Он опасается, что в таком виде дом будет притягивать к себе полчища паломников из правоэкстремистских кругов. "Места рождения известных людей всегда заряжены иррациональной энергетикой. В этом есть что-то псевдорелигиозное", - пояснил он свои опасения. Именно поэтому, по мнению историка, нельзя сравнивать дом, где родился Гитлер, с такими знаковыми объектами национал-социализма, которые ныне превращены в памятники истории, как бывший плац для проведения нацистских партийных съездов в Нюрнберге или бывшая штаб-квартира нацистской партии - НСДАП - в Мюнхене, на месте которой построен Документационный центр истории национал-социализма. "Дом, в котором родился Гитлер, нельзя сравнивать с какими-то там партийными зданиями", - подчеркнул Оливер Раткольб. - Праворадикалы дидактические намерения оставят без внимания, им важна аура этого места".
Сакральное место
Уже неоднократно в прошлом к дому, где родился Гитлер, приезжали, как пилигримы к святым местам, представители праворадикальных группировок со всей Европы. Дабы положить конец такому туризму, другая фракция в общественном диспуте Австрии, главным образом, консервативные политики, предлагает самые радикальные меры.
В частности, за снос дома выступают министр внутренних дел Австрии Вольфганг Соботка (Wolfgang Sobotka) из Австрийской народной партии (ÖVP) и кандидат в президенты от Австрийской партии свободы (FPÖ) Норберт Хофер (Norbert Hofer). И не только снести дом, а еще и построить на его месте супермаркет, чтобы лишить это место последней сакральности для правых радикалов, предложил Герхард Баумгартен (GerhardBaumgarten), руководитель Документационного архива австрийского Сопротивления.
Историк Оливер Раткольб скептически относится и к подобным радикальным решениям проблемы. Если бы это было в его власти, то он сохранил бы трехэтажным дом, но разместил бы в нем какое-нибудь благотворительное заведение или полицейский участок. «Тем самым дом утратил бы свою притягательную силу. Надо окончательно и безвозвратно разрушить абсурдную ауру этого дома», - заключил историк.
В ближайшие недели комиссия должна представить свои предложения по дальнейшей судьбе здания на рассмотрение австрийским парламентариям. Можно себе представить, что дискуссии в парламенте будут не менее острые, чем в австрийском обществе. К тому же, Австрия, как известно, испытывает определенные трудности с преодолением своего собственного неприглядного прошлого. В том же самом Браунау, в частности, где стоит дом, в котором родился Гитлер, нацистского диктатора исключили из списка почетных граждан города лишь в 2011 году…