Чем отличается социальное предпринимательство от благотворительности?.. Можно ли между ними поставить знак равенства? И есть ли в социально ориентированных проектах честная ниша для бизнеса? Как взрослые дети, уехав из страны, могут реально помочь пожилым родителям? На вопросы русского TVNET ответил предприниматель Александр Гришуленок — инициатор многих социальных инициатив и один из учредителей Центра активности пенсионеров .
Бизнес «без соплей»: будет ли Латвия страной брошенных стариков?.. (3)
Латвия с каждым годом стареет — молодежь и люди среднего возраста уезжают из страны. Своим семьям и пожилым родственникам большинство уехавших продолжает помогать: регулярно посылают деньги в Латвию более полвины работающих в других странах латвийцев. По разным подсчетам объем этой помощи варьируется от 600 до 900 млн. евро в год, и как считают некоторые эксперты может достигать 3,7 процентов ВВП страны.
Предприниматель Александр Гришуленок, работая на рынке финансовых услуг, общий объем средств, поступающих в Латвию из-за границы, оценивает в 850 млн. евро в год. По его мнению,
в стареющей стране и государство и бизнес должны изменить отношение к нуждам и потребностям старшего поколения
. Ведь именно пенсионеры сегодня являются основными потребителями многих товаров и услуг, в денежном выражении объем их потребления можно оценить в 2 млрд. евро в год.
Благотворительность - или «бизнес без соплей» - Александр считает важной составляющей любого серьезного бизнес-проекта. С организатором благотворительных ярмарок пенсионеров и бизнес-курсов для людей старшего возраста мы говорили не только о прошлых проектах. Но и о будущих: в стадии разработки находится нового уровня сервис, который поможет условным «детям из Дублина» удаленно заботиться о пожилых родителях.
- Недавно на примере «Латтелекома», обучающего людей старшего поколения компьютерной грамоте, мы говорили о социально ответственном бизнесе… Взаимосвязь бизнес-интересов и социальных инициатив — для Вас как предпринимателя она тоже существует?..
- Не люблю соплей!..
В прошлом я офицер, а это мир особых отношений — рациональных, жестких, мужских, рисковых. Потом перешел в сферу бизнеса - там тоже «соплей» не любят...
Важно понимать, что без гуманитарной составляющей ничто долго в бизнесе работать не будет. Мы занимаемся потребительским кредитованием, и со многими своими клиентами, в том числе пожилыми, я работаю по 10-15 лет. И я искренне хочу, чтобы они жили долго, счастливо, богато. Мы ведь получаем взаимную выгоду. Если мы не будем хороши для них — они уйдут к конкурентам…
- А чем вообще социально ориентированный бизнес отличается от благотворительности?
- Чем отличается?
Вся благотворительность носит кратковременный характер… Пока есть кто-то, кто оплчивает счета после «банкета»— она существует. Как только платить некому — все заканчивается.
И в этом серьезная проблема благотворительных акций. Социальное предпринимательство же направлено на то, чтобы какое-то направление, получив поддержку, далее само себя воспроизводило. Хотим инвестировать какие-то небольшие деньги, чтобы мероприятие состоялось, а далее могло бы создать возможности роста, ощущение востребованности у пенсионеров, веру в свои силы.
- Благотворительные ярмарки сениоров — как тут этот принцип работает?
- Благотворительная ярмарка сениоров как раз из таких проектов. Прошло уже шесть ярмарок — на центральном вокзале, на рижском центральном рынке. Наш Центр возможностей пенсионеров организует эти ярмарки совместно с Латвийской федерацией пенсионеров, участвуют и другие спонсоры. Но уже на второй ярмарке мы поняли, что только этого мало... Нужны не эпизодические мероприятия, а что-то иное.
И эффективность должна быть более высокой — и качество продукции, и цена ее, и доходы, которые рукодельницы в итоге получат... Мы решили провести учебу для мастериц - сняли офис в гостинице «Латвия», пригласили лучших бизнес-консультантов, профессиональных фотографов, копирайтеров, переводчиков. Объясняли им, что такое бренд, как ценятся сегодня в мире изделия ручной работы. Учили наших рукодельниц презентовать себя, свой товар.
- Сработал это проект? Пошли на зарубежье у ваших мастериц продажи?..
- Это работает, да. Были уже продажи в Англию, Голландию, США, Канаду, Австралию, Сингапур…
Мы даже смеялись, что единственный, вероятно, экспортный товар из Латвии, который сегодня идет в Сингапур — это льняные сумочки наших рукодельниц…
Но в Латвии продать рукоделия по хорошей цене всегда трудно — здесь бизнеса не получается. У нас ведь почти каждая женщина умеет вязать варежки-носки и шапочки…
Зато бизнес может получиться через интернет. Но для этого нужно, чтобы рядом с сениорами постоянно были молодые люди — владеющие языками, хорошо ориентирующиеся в интернете, способные визуально представить товар. Но пока получается так: приходит молодая и энергичная девушка-администратор - продажи идут... Потом она выходит замуж, появляются другие интересы - и все останавливается...
- Какие-то еще новые инициативы из ваших ярмарок сениоров выросли?
- Еще была у нас осенью своя «стокгольмская школа бизнеса» - так я называю несколько рейсов на пароме в Стокгольм, организованных совместно с компанией «Таллинк». Мы делали на пароме экспозицию наших мастериц. Кое-что продавалось - шали, варежки, украшения... Далее - 30 апреля и 1 мая - будем участвовать в днях латвийской культуры в Ирландии. Кстати, поездка в Дублин - это инициатива одной из наших активных мастериц. У меня есть и деловой интерес к этой поездке, планируем презентовать в Ирландии свой новый сервис, адресованный «детям из Дублина», которые хотят эффективно заботиться об оставшихся в Латвии родителях, а не просто посылать им деньги.
- Это - уже бизнес-предложение получится?.. В чем суть?
- Мы разработали аппликацию для мобильного телефона - простейшую в использовании, но связывающую родителей с детьми и позволяющую оказывать пожилым родителям помощь удаленно. Ведь не секрет, что многие из пожилых людей «не дружат» с телефоном, и это проблема, особенно если пожилой человек живет один где-нибудь в сельской местности. Но тревожную кнопку-то нажать все смогут... И информация об этом сразу же пойдет сыну или дочери, позволит включиться в решение проблемы - связаться с соседями, социальными службами, с почтальоном, с кем-то, кто их родителям помогает...
По индивидуальному плану мы хотим включить в аппликацию и другой сервис -
кому-то нужно вскопать огород и выгулять собаку, кому-то - требуются услуги парикмахера, маникюра-педикюра.
Окажут услугу по месту жительства - и те, кому и дети, и родители доверяют. А заплатят за сервис - дети, условно «дети из Дублина».
- Идея сильная. По своему опыту знаю, какой неразрешимой проблемой становится иногда самая элементарная помощь старикам...
- Я ведь почему такой умный... Мама у меня живет в Латгалии, на берегу озера Разна. Ей восемьдесят лет, перенесла инсульт. Так что сам знаю - даже если просто лампочка в доме перегорела, то недостаточно просто дать полтора евро на лампочку... Нужно, чтобы кто-то пришел, убедился, что проблема именно в том, что лампочка перегорела, и заменил бы ее - и мне потом сообщил, что все в порядке и в чем там было дело.
Есть и другие проблемы с которыми людям трудно справляться в силу возраста или болезни - уборку в доме им кто-то должен сделать, переодеть, помочь помыться. И даже если болезни одолевают, физическая немощь - головы-то остаются у многих ясными, молодыми... В общем, нужен индивидуальный сервис, причем с людьми из самого ближнего окружения. Созданием его мы сейчас и занимаемся.