Редактор дня:
Sergejs Tihomirovs

Глава католиков Латвии: секты - это бизнес (7)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: LETA

Глава Римско-католической церкви в Латвии, архиепископ Рижский Збигнев Станкевич рассказал Русскому TVNET об отношении католицизма к языческим праздникам, проблеме сект, а также призвал всех латвийцев не списывать ту традицию, в которой выросли их предки.

- Какое отношение церкви к одному из самых любимых праздников латвийцев – Лиго, ведь он имеет языческие корни? Могут ли верующие отмечать этот праздник?

- Католическая церковь не запрещает праздновать праздник Лиго. Но нельзя забывать, что 24 июня Католическая церковь отмечает большой религиозный праздник - День Святого Иоанна Крестителя. Мы призываем празднующих ставить больший акцент на духовную составляющую праздника. Но, конечно, не запрещаем своим верующим посидеть у костра и спеть народные латышские песни. Но только, конечно, добавляем, чтобы при этом они не упивались и не развратничали.

- А как Католическая церковь относится к прыжкам через костёр, поиску цветка папоротника?

- Вы знаете, христианская вера она очень универсальная, и она интегрирует всё то, что является позитивным. Христианство имеет неимоверную способность интеграции – потому, если у язычников есть предпосылки чего-то хорошего, мы абсолютно непротив.

- А есть ли у сект такие предпосылки?

- Тут, конечно, сложнее, и если даже эти предпосылки есть, то их, как говорится, надо искать со свечой. В сектах обычно культ личности, там есть сильный лидер, членам секты навязывается «единственное правильное» мнение. И, к сожалению, человек калечится и становится зависимым. И к тому же, секты зачастую являются своего рода бизнесом.

Поэтому я бы советовал держаться подальше от сект.

Могу сказать, что в Латвии в публичной сфере секты не находят широкого освещения, и я бы не сказал, что на сегодняшний день, секты – очень большая опасность.

- То есть, секты не представляют опасность для общества и классических религий?

- Опасность конечно есть, но, с пришествием беженцев, появилась другая проблема, потому что они в основном мусульмане. Я не слышал о сектантах среди них. Опять же, параллель –

если у многих латвийцев есть духовная пустота, то в эту пустоту может попасть всё, что угодно.

Я опасаюсь, что у ислама много шансов заполнить эту пустоту.

- Бытует мнение, что с появлением беженцев активизируются сектанты. Некоторые считают, что находящиеся на чужбине беженцы, в определённый момент захотят задушевного общения, возможности быть выслушанным, что может поспособствовать их вступлению в различные религиозные секты. Что Вы об этом думаете?

- Вполне возможно, что так и будет, потому что среди беженцев тоже не все убеждённые мусульмане. Но надо затронуть ещё один аспект, который касается сект не прямым образом – вопрос эзотерики, гороскопов, всевозможных целителей. Если религия входит в кризис, то появляются различные предрассудки – секты и эзотерические учения. К сожалению, сейчас нет практически ни одной газеты и журнала, где бы не печатали гороскопы. Гороскоп основан на ненаучном мировоззрении, это предрассудки.

- Если секта – это своего рода бизнес, означает ли это, что состоятельные люди, которые не являются христианами или не ходят в церковь, находятся в группе риска?

- И да и нет. Многие из них настолько увлечены бизнесом и настолько рациональны, что сектантам к ним трудно подобраться. Но они приближаются к этой группе риска, когда у них, например, начинается кризис и они начинают искать выход из ситуации.

- Бывает же такое, что успешные люди готовы бросить свой привычный образ жизни, уйти с головой в секту, отдать секте своё имущество.

- Да, к сожалению, такое бывает, периодически мы узнаём о таких случаях. Правда, в Латвии это происходит реже, но тоже можно столкнуться с информацией, что родители обеспокоены тем, что из ребёнок начал изолироваться. Поэтому, предложение церкви – всеобъемлющее образование, которое противодействует одурманиванию сект.

- Как уберечь своих родных и близких от вступления в секты?

- Нужно рациональное образование. Во время Французского Просвещения говорилось, что главное – разум, также говорилось и в Советское время. Но, в нашем современном мире

рациональности всё меньше, всё больше страстей, эмоций, следования за своими сиюминутными импульсами.

А способности предвидеть, анализировать и прогнозировать, здравого рационального фундамента всё меньше. И вот какой парадокс – именно христианская вера в наши дни призывает к рациональному подходу, применению разума.

Один мой приятель говорит, что первый из даров Святого Духа это здравый смысл. Разум дан нам Богом для того, что бы мы могли им пользоваться.

Всё-таки рациональность надо переосмыслить. Та рациональность, которая предлагалась во времена Французской Революции и потом в советское время, понята очень узко. Она исключает трансцендентность, невидимый мир. Так называемая научная рациональность – то, что можно проверить с помощью эксперимента. Но Бог – он вне эксперимента. Он выходит за рамки нашего мира, но он реален. Мы можем осмысливать его и следы его присутствия, его деяния с помощью нашего разума.

Поэтому на рациональность надо смотреть шире.

В конце концов, наступает такой момент, когда мы просто должны замолчать, потому что то, что мы говорим о Боге – это просто детский лепет, это не выражает даже малой крупицы того, каким и кем он является.

Напоминаем, что ранее Русский TVNET писал об отношениях Католической церкви с другими конфессиями, проблеме беженцев и ислама, о религиозном уровне Латвии, перспективах религиозного обучения и духовного развития.

Архиепископ Рижский Збигнев Станкевич, делясь своим опытом, призвал всех латвийцев не списывать ту традицию, в которой выросли их предки: «Ознакомясь с этой традицией, я уверен, что каждый, даже если он полностью не откроется для этого, но хотя бы найдёт что-то ценное лично для себя».

По словам главы Римско-католической церкви в Латвии, сейчас происходит смена эпох, резкий цивилизационный перелом. Мир быстро меняется и становится другим. «Мы по-другому всё воспринимаем, меняется система ценностей, это происходит очень резко. Моё убеждение – мы находимся в процессе этого перелома. И если у человека нет каких-либо точек отсчёта, то тогда он теряется и чувствует себя беспомощным. Желаю, чтобы каждый нашёл свой крепкий фундамент», - добавил Збигнев Станкевич.

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх