Латвийская промышленность в советское время и сейчас. Такие вопросы обсуждали на специальной конференции. Выводы примерно следующие: Российская федерация, как правопреемница Союза Советских Социалистических республик, должна Республике Латвия за годы оккупации примерно 300 миллиардов евро.
СССР и Россия развалили промышленность Латвии? (274)
По мнению выступавших, именно Советский союз и Россия виноваты в том, что огромная часть промышленных предприятий в Латвии потерпели крах в начале 1990-х годов прошлого века.
Так Рута Паздере, председатель правления Общества исследования оккупаций Латвии считает, что наши заводы были тесно связаны с военно-промышленным комплексом Советского союза.
Примерно на 80% продукции - это заказ военных и с этим надо считаться.
Тот же знаменитый ВЭФ. Мы им очень гордились до оккупации благодаря фотоаппаратам «Минокс», который и сейчас производится. Но, завод был связан с военной промышленностью СССР. Поэтому производство пришлось останавливать. Так же произошло со многими заводами.
В ходе дискуссий выяснилось, что
в развале латвийской промышленности виноват не только развал Советского союза.
Илгонис Упмалис, экс-руководитель Бюро по контролю за выводом Советских войск из Латвии, историк говорит, что некоторые посчитали, что легче станок в металлолом сдать, чем придумать, что с ним делать. Ну вот так и рухнуло все. После 1990-го года я считаю, что, схема была одна – приватизация, потом банкрот и потом, как говорится, разрушение завода. Люди, что греха таить, хотят нажиться по-быстрее. Мы хотим жить сегодня так, как живут на западе уже давно.
Тем не менее, латвийское производство вполне успешно развивается и сейчас, во всяком случае, так считаю докладчики и участники конференции.
Инесе Вайдере, депутат Европарламента («Единство») рассказала, что по ее мнению,
хороший пример это химическая и фармацевтическая промышленность, они на довольно высоком уровне.
Тяжёлое машиностроение у нас развиваться не будет, как и вообще автомобильное производство, это уже пройденный этап. Но, у нас есть очень много маленьких иновативных современных предприятий, которым, возможно, требуется больше поддержки государства. Те маленькие производства с характерным для латышей иновативным мышлением, будет как раз то, что в Латвии будет развиваться.
Илгонис Упмалис, экс-руководитель Бюро по контролю за выводом Советских войск из Латвии, историк сообщил, что армейские заводы, как РуссоБалт, выжил и работает сегодня, выпускает прицепы для легковых машин. Плявиньский завод нерудных ископаемых - выпускает щебень. Ещё могу несколько чисто военных заводов - они выжили. А чисто гражданские заводы - обанкротились.
Ущерб нанесло и развитие военно-промышленного комплекса Советского союза
, на аппетиты которого уходило, по словам участников конференции, от 80 до 100 процентов производственных мощностей. То, что в советские времена развивались именно высокотехнологичные производства, в расчёт не принимается.
Зато нынешние работы по перевалке грузов НАТО из Соединённых Штатов в Афганистан считаются умением зарабатывать деньги. Сумма ущерба от оккупации в 300 миллиардов евро получилась из многих составляющих. Подсчитывали и рождаемость, и развитие, и инфраструктуру.
И в итоге оказалось, что вся построенная в Советское время инфраструктура, а это жилые дома, восстановленные после и построенные заводы, дороги, мосты и многое другое, никому не нужны. Нельзя было обойти стороной вопрос крупнейшего предприятия Курземе Лиепаяс металургс, которое сейчас проходит процедуру неплатёжеспособности.
Илгонис Упмалис: «Бывший «Красный металлург» продержался потому, что в Латвии начался металлобум. Можно было сдать на металлолом всё, что плохо лежало. И это не только прогрессивный шаг, это было отрицательный шаг в принципе, потому что воровство началось. Как вы знаете, все электролинии начали демонтировать и так далее.»
И как заметила евродепутат Вайдере, счёт России за оккупацию надо выставить обязательно, заведомо зная, что его никто не оплатит. Ведь как выразилась политик в своём выступлении, после вкусной еды в ресторане счёт выставляют обязательно, а оплатите вы его или нет – вопрос культуры.