Во вторник, в 15.44, испанский истребитель по ошибке выпустил боевую ракету, о чем общественность Эстонии узнала лишь через три с лишним часа, пишет Postimees.
Таймлайн: С какой скоростью сообщалась информация после случайно выпущенной ракеты в Эстонии
Тренировочные полеты двух испанских и двух французских истребителей под Отепяэ во вторник закончились раньше, чем могли бы. Причиной стал ошибочный запуск высокотехнологичной ракеты.
В 15.44 один из пилотов испанского истребителя Eurofighter сообщил на домашнюю базу, что по ошибке запустил в Эстонии боевую ракету. Изначальная информация о том, что во время полета что-то пошло не так, тут же передали важнейшим сторонам: ВВС Эстонии и в Германию, в Центр ВВС НАТО. Истребителям отдали приказ сразу возвращаться на домашнюю базу под Шауляем.
Около 16.15, когда испанский истребитель уже прибыл на базу и пилот дал четкие объяснения, и ВВС Эстонии получили первые подтверждения, что ситуация представляет опасность. По словам представителей ВВС, примерно через час после инцидента, то есть в 16.44, о случившемся проинформировали Спасательный департамент и Департамент полиции и погранохраны.
Пресс-секретарь полиции Сейко Куйк сказал, что департамент получает оперативную информацию от Вооруженных сил по специальных каналам, и сообщение об этом инциденте незамедлительно поступило к оперативному дежурному Департамента полиции и погранохраны.
Около 17.15 из Центра ВВС НАТО поступило официальное сообщение об ошибочно выпущенной ракете. «Полтора часа ушло на что, чтобы получить подтверждение, что ракета действительно выпущена и нет подтверждения тому, что она приземлилась или взорвалась. Через полтора часа после инцидента началась серьезная спасательная операция», - сказала командующий ВВС Эстонии, полковник Рийво Валге.
Член правления Lennuliiklusteeninduse AS, каждый день выполняющий работу руководителя полетами Юллар Салумяэ сказал Tartu Postimees, что о случайно выпущенной испанским истребителем ракете он в первый раз услышал около шести часов вечера. Он узнал об этом примерно на час раньше общественности и через два часа после самого инцидента.
Но информация о том, что что-то – без уточнения обстоятельств – произошло во время военных полетов, дошла до руководителей гражданскими полетами в течение нескольких минут.
«Электронное письмо о том, что выстрелили ракету, пришло на адрес нашего отдела безопасности в 18.03. Поскольку к этому времени рабочий день в нашей конторе уже закончился, потребовалось еще немного времени и примерно через 20 минут члены команды по безопасности переслали это письмо мне. Тогда я впервые обо всем узнал. Это была уже информация конкретно о запуске ракеты», - сказал Салумяэ.
«Но когда все случилось, подразделение, контролирующее военные полеты, связалось с нашими руководителями полетами, и сказало, что у них инцидент и истребители уходят обратно на базу раньше запланированного. Тогда еще не уточнили, о какого рода инциденте идет речь», - объяснил Салумяэ.
В 18.50 в почтовые ящики журналистов поступило пресс-сообщение: испанский истребитель по ошибке выстрелил в воздушном пространстве Эстонии боевой ракетой «воздух-воздух» типа AMRAAM. Информация начала распространяться молниеносно и в 19.30 полковник Рийво Валге дал первую пресс-конференцию.
По словам командующего ВВС, полковника Рийво Валге, место падения выпущенной с испанского истребителя ракеты установлено с вероятностью в 95 процентов. Поиски проходят в заповеднике Эндла, где в среду вспыхнул пожар.
Противоречивые утверждения командующего ВВС
Во вторник вечером, в 21.00, командующий ВВС Эстонии Рийво Валге дал обзор поисков выпущенной по ошибке ракеты. В числе прочего, в прямом эфире он сказал, что впервые услышал о ракете через полтора часа после того, как все произошло.
Ведущий «Актуальной камеры»: «Я не решаюсь спросить, но я должен задать этот вопрос, когда вы узнали, что с самолета НАТО была выпущена ракета?»
Командующий ВВС Рийво Валге: «Примерно через полтора часа после случившегося. Выяснение серьезной информации между странами требует времени, и никто не хочет создавать излишнюю панику».
Через 19 часов понимание ситуации Валге изменилось. Во время пресс-конференции, прошедшей в четверг в 16.00 репортер Postimees задал тот же вопрос.
Репортер Postimees: «Вы считаете это нормальным, что командующий ВВС слышит о таком лишь через полтора часа?»
Командующий ВВС Рийво Валге: «Хорошо, что вы об этом спросили. ВВС Эстонии узнали об этом в считанные минуты. По некоторым оценкам, нам потребовалось полчаса для получения данных, что информация настоящая и представляет какую-то опасность. Меньше чем через час мы проинформировали Спасательный департамент и Департамент полиции и погранохраны. Дальше потребовалось еще полчаса, чтобы еще раз получить подтверждение, что ракета действительно была выпущена и нет подтверждения того, что она приземлилась или взорвалась. Через полтора часа после инцидента началась серьезная спасательная операция».
Почему командующий ВВС Рийво Валге в прямом эфире «Актуальной камеры» сказал одно, а спустя сутки на пресс-конференции – другое?
«Это была ошибка, он ошибся в подборе слов»,- сказал командующий Генштабом Вооруженных сил Айво Вахеметс. По заверению Генштаба, первую информацию о возможно упавшей ракете командующий ВВС получил в течение нескольких минут, а полтора часа ушло на то, чтобы представить полковнику Рийво Валге официальный рапорт о случившемся.