Редактор дня:
Aleksandrs Ovsjaņņikovs
Cообщи

Достоин ли Карлис Улманис портрета в Рижском замке? (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
Фото: ЧАС

Есть темы, о которых у нас говорят мало и очень неохотно. И одна из них - переворот Карлиса Улманиса и роль этого политика в событиях 1940 года. И роспуск Сейма, и знаменитые умиротворяющие слова, сказанные Улманисом в тот день, когда в Латвию входили советские войска: «Я останусь на своем месте, и вы оставайтесь на своих местах!», никак не повлияли на светлый образ самого популярного из всех латвийских президентов, ставшего едва ли не символом независимой Латвии.

Но недавно преподаватели кафедры политологии Рижского университета Страдыня Вейко Сполитис и Андрис Спрудс выступили со статьей, которая вызвала эффект разорвавшейся бомбы: они предложили обсудить, должен ли портрет нелегитимного президента Карлиса Улманиса находиться в галерее портретов президентов Латвии в Рижском замке.

А Вейко Сполитис в другой своей статье затронул еще одну болезненную для многих тему - языковую политику. Но он говорил не об опасности исчезновения латышского языка, а об огромном значении английского языка для Латвии и даже предположил, что в будущем интеграция в нашей стране могла бы происходить именно на базе английского.

На вопросы «Часа» отвечает преподаватель кафедры политологии Рижского университета Страдыня Вейко Сполитис.

Мифы, которые мы выбираем

- Как вам кажется, кому сегодня нужен миф о Карлисе Улманисе?

- Мифы необходимы любому национальному государству, поскольку любое национальное государство по своей сути эксклюзивно - мы показываем свою непохожесть на других. И только потом следует вопрос: являются ли эти мифы негативными, позитивными или нейтральными? Если же мы говорим о мифе о Карлисе Улманисе, то с тех пор, как он возник, мир успел кардинально измениться. Но миф об Улманисе остался точно таким же, каким он был в момент создания национального государства.

Национальные государства создавались как эксклюзивные места проживания наций, но благодаря экономическому росту Европы и притоку в послевоенную Европу рабочей силы мы сегодня говорим об инклюзивных государственных обществах, в которых объединяющей является принадлежность к политической нации, что лучше всего характеризует гражданство ЕС.

- Какой была реакция на вашу с Андрисом Спрудсом статью, где, в частности, говорится: «Сегодняшней Латвии необходимо очистить от скелетов шкафы нашей истории. Наконец-то мы хотим напомнить о том, что соблюдение ценностей демократического государства надо прежде всего соблюдать в коридорах высшей власти. И это значит, что в галерее портретов президентов Латвии в зале Рижского замка - не место совершившему переворот автократу»?

- Реакция была такой, какую мы с Андрисом Спрудсом предвидели. В любой ситуации - идет ли речь о сексуальных, национальных или языковых меньшинствах, - меньшинство хочет защитить свои права. У нас происходит переход от демократической либерализации к демократической консолидации, что означает не только власть большинства, но и соблюдение интересов меньшинства. И в этой ситуации меньшинства всегда будут громче.

- То есть вы хотите сказать, что в Латвии поклонники Карлиса Улманиса находятся в меньшинстве?

- Конечно! И все они - представители старшего поколения. После того как статья была опубликована, мне позвонил один господин из Бауски, который высказал очень категоричное мнение. Но на вопрос, сколько ему лет, он не ответил. И я посоветовал ему познакомиться с материалами, которые свидетельствуют, что Улманис сотрудничал с советскими спецслужбами. Эти материалы опубликовал эстонский ученый Магнус Илмярв.

Давайте подискутируем!

- Ваша отношение к Карлису Улманису касается только нелегитимности его как президента или вы оцениваете и его роль в событиях 1940 года?

- Единственная цель нашей статьи - начать дискуссию на эту тему. Идея возникла спонтанно: мы летели с международной конференции, говорили о финансировании предвыборной кампании третьими лицами и невольно дошли до времени Улманиса... Любой юрист скажет вам, что Улманис стал президентом незаконно! Отсюда и проблемы с Россией, которая всегда разыгрывает эту карту против нас. Кстати, мы не призываем выносить портрет Улманиса из Рижского замка. Но мы считаем, что называть Карлиса Улманиса президентом - в одном ряду с Янисом Чаксте, Гунарсом Земгалсом, Андрисом Квиесисом - неприемлемо ни с правовой, ни с моральной точки зрения.

Я совершенно не стремлюсь отнять у патриотов их право верить в миф. Но нужна дискуссия о роли Улманиса. И не только об этом! У нас в Латвии в последние годы вообще не было ни одной серьезной политической дискуссии. В прошлом году Сейм без какой-либо дискуссии перешел на наемную армию. И это не исключение. Мы легко принимаем кардинальные решения, которые в других странах перед принятием долго обсуждаются всем обществом.

- Но если Улманис был незаконным президентом, значит, незаконным было и его разрешение разместить на территории Латвии советские военные базы? Незаконным было и его номинирование премьер-министром Латвии Августа Кирхенштейнса и так далее?

- Я бы не хотел сразу же давать оценку всему. Но то, что Улманис, сам себя назначив президентом, действовал противозаконно, это очевидно. А то, что за этим последовало, - это тема для другой дискуссии.

Если уж выяснилось, что и президент Эстонии Константин Пятс, и Карлис Улманис (я уже не говорю о Литве, которую в те годы называли государством-спутником СССР!) получали финансирование от советских спецслужб, то миф надо переоценить.

- Не так давно инициативная группа уважаемых и состоятельных людей попыталась установить в центре Риги памятник Константину Чаксте - человеку, при всех властях пытавшемуся бороться за независимую Латвию. Но общество не приняло нового героя. Как вам кажется, почему?

- Человек всегда идет по пути наименьшего сопротивления. И выборы в 9-й Сейм еще раз показали уровень образованности... Оказалось, что на латвийского избирателя очень влияет простая дешевая пропаганда.

Мы можем сравнить время вождизма Улманиса с сегодняшним днем. Сегодня многие отбросили надежду на возможность хоть как-то повлиять на политику, и поэтому легитимность политической системы падает. Основной принцип демократической системы - соревнование за политическую власть. Но данные опросов свидетельствуют: люди в Латвии не доверяют политическим партиям. А ведь именно политические партии и создают политическую систему! Ни одна из наших нынешних политических партий не думает о том, как поднять уровень образованности электората.

...А верить в мифы всегда легче - будь это христианские мифы или мифы о создании государства. Мы так и живем в мире мифов.

Три буквы, изменившие мир

- Второй ваш «крамольный» тезис - об огромной роли английского языка в жизни латвийского государства...

- Роль английского языка в Латвии - это тоже тема для дискуссии. Сегодня мы все сталкиваемся с последствиями проблем 80-х годов, когда в делопроизводстве Латвии наблюдался явный перевес в сторону русского языка. Но сегодня латышский язык вернул себе некогда утраченные позиции.

- Но разговоры о том, что латышский язык находится на грани исчезновения, а его знание является чуть ли не синонимом лояльности латвийскому государству, не прекращаются...

- Я хорошо понимаю патриотически настроенных людей. Но они видят соринку в чужом глазу и не замечают бревна в своем собственном. Если люди, рассуждая о чем-то, переполнены эмоциями, они не понимают, что сами ограничены в своих взглядах. Нужна взвешенная дискуссия о языке, о том, что такое лояльность, и о том, какую роль здесь играет государство. А во-вторых, нужна дискуссия в русских и латышских средствах массовой информации о дальнейшем пути Латвии в глобальном мире. Латвийские студенты вне зависимости от их национальности завтра должны будут соревноваться не друг с другом, а с китайцами!

- Получается, что английский язык так же важен, как латышский?

- Английский язык был и будет оставаться очень важным - и не потому, что так решили в Риге, Москве или Брюсселе, а потому, что в 1986 году появился World Wide Web, или Интернет, а в 1994 году - Netscape. Это новые для нас явления, и даже в академических кругах дискуссия на эту тему только начинается. Мы видим только начало нового процесса и не знаем, какими будут его последствия.

В 1985 году в рамках свободной мировой торговой системы трудилось 2,5 миллиарда человек, сегодня их стало уже шесть миллиардов! И я все время повторяю своим студентам: не думайте, что вы соревнуетесь с теми, кто живет в Латвии и ЕС, вы соревнуетесь с китайцами и индийцами, которых на земном шаре насчитывается 2,5 миллиарда человек.

И в этой ситуации если ты, живя в Латвии, не знаешь по крайней мере три языка - латышского, русского и английского, - то твои возможности стать квалифицированным работником равны нулю. Но об этом у нас не думают... Кстати, отмечу, что кинохроника латвийского времени сопровождалась титрами на немецком и русском языках. А сегодня самое важное средство массовой информации - телевидение - не пытается помогать людям осваивать языки. Хотя соседняя Эстония, взяв пример с социал-демократической Швеции, сопровождает титрами все фильмы. Но у нас в Латвии пенсионеры говорили, что они хотят дублированные фильмы, потому что им трудно читать титры... Ну сделайте старушкам мыльные оперы дублированными, а все остальное с титрами - чтобы люди могли учиться. Мы все время сами себе оказываем медвежьи услуги!

Единственным богатством Латвии является ее географическое положение. И если маленькая нация хочет выжить, она должна знать языки больших наций. И минимальная норма для нас - это латышский, английский и русский.

- То есть интеграция в Латвии может происходить и на базе английского языка?

- И это вопрос для дискуссии. Хотя реально это уже происходит - - интернет и вся среда интернета меняет наши способы коммуникации.

- А как же упрек нашего евродепутата Гунтарса Крастса Биллу Гейтсу о том, что продукты Microsoft не адаптированы для латышского языка?

- Это типичный провинциализм, который в принципе можно оценивать и позитивно, и негативно... Но Латвия слишком мала, и образование у нас находится просто на катастрофически низком уровне.

Наша беда состоит в том, что в вопрос о языке у нас всегда вмешиваются политические интриги. И мне страшно от того, что часть родителей не понимают ситуации - уже сегодня мы соревнуемся со всеми странами Всемирной торговой организации, куда уже входят Китай и Индия, а скоро войдет и Россия. И соревнование в сфере высшего образования будет становиться все суровее, так что родители должны понимать, насколько важным является их решение о том, в какой школе учится их ребенок...

Визитная карточка

Вейко Сполитис, преподаватель Рижского университета Страдыня.

В 1996 году окончил Тартуский университет (бакалавр политологии), в 1997 году - Университет Центральной Европы в Будапеште (магистр европоведения), в 2003 году - Женевский университет международных отношений (магистр истории и международной политики). В настоящее время работает в Рижском университете Страдыня и является докторантом Хельсинкского университета.

Комментарии (2)

Ключевые слова

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх