На расстоянии нескольких метров от "минных складов" концентрация этих веществ снижается, но, как отмечает Грайнерт, не до нуля. Концентрация химических соединений, типичных для взрывчатых веществ, была в 12 раз больше в ракушках, собранных в местах непосредственного контакта с водой затопленного торпедного аммонала Schießwolle 39, использовавшегося германским флотом во время Второй мировой войны.
"Залегающая в морях взрывчатка оставила свой химический след повсюду, но, к счастью, более высокая концентрация соответствующих химических соединений сегодня пока еще ограничена определенными районами", - пишет исследователь.
Тем не менее, продолжает автор, открытыми остаются вопросы, например, о том, меняется ли концентрация рассматриваемых химических соединений в течение года, не влияют ли на нее штормы и как она изменится в долгосрочной перспективе, передает Inopressa.ru.
Так как ответственными организациями, в частности, GEOMAR, уже разработаны методы сбора и оценки проб воды, решающую роль теперь должно сыграть правительство - его вовлеченность, подчеркивает Грайнерт, необходима как никогда. Нужно инициировать создание единой программы мониторинга Северного и Балтийского морей, "чтобы не оставлять бремя прошлых войн еще и следующему поколению", призывает эксперт.