Празднование Дня национального государства в посольстве Объединенных Арабских Эмиратов 29 ноября привлекло широкий круг посетителей. Им во время мероприятия был продемонстрирован и танец с бутафорскими автоматами, который вызвал вопрос: действительно ли это истинные стереотипы, которые преобладают в обществе в отношении арабов как особо жестоких радикалов?
29 ноября во дворце культуры "ВЭФ" состоялся прием, посвященный Национальному дню Объединенных Арабских Эмиратов (День независимости), в рамках которого единственный арабский посол в Латвии угощала гостей восточной едой, напитками, демонстрировала национальную одежду. Также была возможность насладиться традиционной арабской музыкой и познакомиться с видами природы ОАЭ.
А в вечернюю программу было включено особое представление: арабские мужские танцы с деревянными тростями, искусственными мечами и даже реквизитами огнестрельного оружия.
Один из них напомнил об известном автомате, который был изобретен в СССР – "AK-47", называемом в народе "калашом". Такой же танец во время празднования Национального дня ОАЭ можно было увидеть в прошлом году, и позже, в помещениях торгового центра Spice.
ВИДЕО: Танец с бутафорскими "АК-47" на приеме
Несомненно, регион Ближнего Востока ассоциируется у многих из нас с политической нестабильностью, международным терроризмом и с доминирующим радикализмом.
Совсем недавно в новостях активно упоминалась организация "Исламское государство", которая привлекала к себе внимание международного сообщества своей жестокостью как к не мусульманам, так и по отношению к своим братьям по вере.
И естественно, что в то время, когда в публичных мероприятиях, представляющих страну на территории другого государства, замечены оружейные реквизиты (особенно огнестрельное оружие), возникает вопрос: действительно ли истинны стереотипы в отношении арабов, как особо жестоких радикалов? Что на самом деле означают эти танцы?
Портал TVNET отправился за ответами к самим танцорам и к широко известному в кругах Латвийского ближневосточного общества, эксперту по арабистике факультета гуманитарных наук Латвийского университета, доценту арабского языка Ингриде Клойнхофе, которая прожила 18 лет в одном из самых маленьких стран региона – Ливане.
/nginx/o/2018/11/30/11616130t1ha92d.jpg)
Что говорят танцовщики?
Дождавшись окончания представления разговорились с исполнителями, и определился руководитель танцевальной группы – плотный мужчина. На первый заданный вопрос о необходимости и значимости таких, казалось бы, насильственных элементов в арабской культуре, был получен лаконичный ответ – "мы это приветствуем".
"Этот танец дает нам показать, насколько мы вас всех любим и насколько мы миролюбивая страна.
Это у нас символизирует счастье и дает возможность показать, насколько мы счастливы. Считаем, что танцуя, мы обеспечиваем богатое настоящее и такое же богатое будущее. Мы в любом случае любим и вас, и вашу страну", - сказал руководитель коллектива.
На вопрос, почему же в танце для мира и счастья используются бутафорские автоматы, танцовщик ответил, что это просто традиция. В старые времена арабы танцевали с деревянными палками, затем использовали мечи. В наши дни – с автоматами, которые не настоящие, пластмассовые.
"В вашей армии тоже всех приветствуют с оружием", - указал танцовщик.
Руководитель коллектива не согласен с тем, что, учитывая стереотипы, преобладающие у жителей западных стран о мусульманах как о террористах, этот танец может ввести в заблуждение и не будет способствовать общественному имиджу страны.
"Уверяю, в музеях мы храним немало мечей из древней истории. Это же не угрожает европейцам, не так ли? Они только для сохранения культуры. Так же и танец. Все страны уже сейчас знают об этой традиции. Вскоре узнает и Латвия", - сказал он.
"Полагаю, что в вашем обществе потихоньку растет понимание нашей культуры. Люди, которые приезжают в Дубай или Абу-Даби, больше не удивляются, видя что-то подобное. Они знают, что мы миролюбивые и не хотим воевать.
Вашим людям эти танцы однозначно нравятся. Одновременно ваша страна – новый опыт для нас самих. Уже сейчас вижу, что вы очень умная нация с высоким уровнем интеллекта. Хотели бы сюда вернуться", - сказал руководитель коллектива.
ВИДЕО: Музыкальное представление на приеме
Что говорит эксперт?
Эксперт факультета арабистики гуманитарного факультета Латвийского университета доцент Ингрида Клейнхофа уверяет, что эти танцы стали традицией на всем Аравийском полуострове еще в предисламские времена.
Когда бедуины готовились к войне или праздновали победу, мужчины племени собирались вместе, чтобы показать свою силу и боеготовность, восхваляя вождей племени и друг друга.
Танец символизирует единство племени и готовность мужественно постоять за себя.
Традиционно эти танцы исполнялись с мечами и кинжалами в руках, но в наши дни в основном используются вариант деревянных тростей. Эти танцы традиционно служили способом выплеснуть эмоции, которые накапливались у бедуина-воина. Танцовщики после воинственного, зажигательного танца мирон общались и наслаждались едой.
"В принципе в наши дни в ОАЭ традиционные арабские танцы представляют на большие праздники", - добавила Клейнхофа.
На вопрос, почему же в наши дни в танцы внесены автоматы, Клейнхофа ответила, что времена меняются, поэтому и "усовершенствованы" и эти танцы. Конечно, автомат бутафорский. И у танца исключительно репрезентативная функция, не связанная в желанием кого-то в этот момент убить.
"Принцип тот же, что и военных парадах, которые проходят в том числе и у нас в день Лачплесиса", - сказала эксперт по арабистике.
Клейнхофа рассказала, что у арабов и у латышей традиционно отличаются взгляды на войну. Со времен Крестовых походов у нас воинственность была наказуема и вопрос выживания заключался в том, чтобы не попасть на глаза правителю, напротив, на Аравийском полуострове была совсем другая ситуация.
Там воинственность сама по себе являлась жизненной необходимостью и сильный воин был ценим и уважаем, сказала эксперт.
"Но в то же время военные танцы не совсем чужды нашей традиции. Есть мнение, что и у латышских народных танцев есть элементы воинственности, например, прыжки с копьями, ритмичные удары по щитам", - говорит Клейнхофа.
/nginx/o/2018/11/30/11616131t1hef0a.jpg)
Причиной того, что арабское поклонение воинственности происходит более эмоционально, чем у нас, связано и южным менталитетом. У них просто все происходит немного ярче.
"Если мы посмотрим, как Латвия отображается в арабских СМИ, то на фотографиях Старая Рига изображена в более ярких красках, чем есть на самом деле. Они эту серость, которая присутствует у нас, не понимают", - рассказала Клейнхофа.
Отвечая на вопрос о том, не мешает ли дипломатии такой образ в Западных странах (стереотип, отображающий мусульман как кровавых террористов), эксперт признала, что это очень хороший вопрос.
"Эти стереотипы однозначно присутствуют, и избавиться от них очень трудно. Одновременно вспомним, что этим арабским традициям более 1500 лет. Они сами не признают эти танцы, как нечто агрессивное. Они воспринимают их как фольклор", - указала Клейнхофа.
Какой вывод можем сделать?
Обобщив комментарии эксперта и танцовщика, понятно, что танцы сами по себе мирные. И не воплощают в себе желание кого-то атаковать.
Это не следует рассматривать как подтверждение того, что стереотипы об арабах верны, дескать, они гораздо более жестоки, чем мы. Однако в то же время следует понимать, что в этом танце просматриваются военные элементы, и их нельзя считать полностью миролюбивыми.
В конце концов, это традиционно используется в качестве символа для готовности защищать себя от внешней агрессии.
В принципе, этот танец выполнял традиционную военную учебно-показательную в международной политике функцию - убедить противника, что атака не имеет смысла. То же самое происходит сегодня со многими великими державами. Обычно в случае нападения они действительно против кровопролития.
ГАЛЕРЕЯ: Прием в честь Национального дня ОАЭ в Дворце культуры ВЭФ