В эфире передачи Pealtnägija телезрителям рассказали историю 47-летней уроженки Вирумаа и о планируемом первом в Эстонии случае так называемого суицидального туризма. Хотя вопрос финансирования еще открыт, договор уже есть, и дата смерти назначена на март, передает Postimees.
Неизлечимо больная эстонка собирает деньги на свое самоубийство
Бывшая преподаватель танцев и мать четверых детей Яне Паберит страдает от бокового амиотрофического склероза - неизлечимой болезни мышц, которая постепенно отключает ее организм. Так будет продолжаться до тех пор, пока она не окажется прикованной к постели и не умрет.
Яне и ее близкие позволили передаче Pealtnägija в течение последнего года следить за ее борьбой.
Самое ужасное в болезни, по словам Яне, то, что тело отключается, а разум остается ясным. Она не храбрая, и ее утешает мысль, что она не умрет от этой болезни.
"Единственное, что меня поддерживает, это надежда на то, что я не должна буду идти до конца с этим. Ни наше общество, ни медицина, ни социальная система не готовы заниматься такими больными", - признается женщина.
Чтобы избежать конечной стадии страшной болезни, женщина ходатайствовала о разрешении на поездку в Швейцарию, чтобы уйти там из жизни с помощью врачей.
"Когда я не смогу сама о себе заботиться, то для меня это будет границей жизни, достойной человека", - прокомментировала Яне свое решение.
Самоубийство с посторонней помощью проходит так: врач выписывает смертельное лекарство, и пациент его сам принимает. В случае эвтаназии лекарство вводит врач. Ни то, ни другое в Эстонии не разрешено.
По словам Айме Кейси, преподавателя медицинской этики в Тартуском университете, лучшей поддерживающей лечебной системы в Эстонии еще нет. Если бы в стране страдания пациента могли уменьшить в ходе паллиативного лечения, то, возможно, за этим бы последовала и дискуссия о разрешении в Эстонии самоубийства с ассистированием.
Швейцария - единственное государство в мире, где самоубийство с посторонней помощью иностранцам разрешено.
Так называемый суицидальный туризм возможен в Бельгии и Голландии, однако там ему не покровительствуют.
"В этом году Рождество отмечали на улице", - говорит женщина о своем, по всей видимости, последнем Рождестве. Как бы выглядело интервью с Яне через год?
"Если я буду лежать где-то в постели, то уже не знаю, насколько храброй я буду, буду ли готова показать себя в таком виде.
Надеюсь, что мы не должны будем этого делать", - говорит она.
"Чего мне больше всего жаль, так это того, что летом голос начал уходить. Некоторые звуки и сам голос становится более низким, монотонным, глухим, тихим. Удивительно, к чему человек привыкает. Конечно, тяжело, но я справляюсь", - отмечает Яне.
Она живет вместе с дочерью, 16-летний Марлеэн, и получает от государства 430 евро в месяц. "Это деньги, на которые я живу.
У большинства людей, очевидно, нет такого большого социального капитала. Что они делают, где они, как живут, что это за жизнь?"
- спрашивает женщина.
По всей вероятности, Яне лишит себя жизни в окрестностях Цюриха в марте или апреле. Она обратилась за помощью к друзьям и общественности, поскольку процедура стоит больше 10 000 евро. Половину суммы готова оплатить клиника, поскольку речь идет о тяжелой болезни, сбором оставшейся части она занимается. Яне верит, что после всего пережитого дело не упрется в деньги.