Благополучно прошло очередное календарное обострение на 9 мая, когда происходящее в Риге у памятника Освободителям предсказуемо вызвало противоположную реакцию в латвийском обществе. Вроде бы можно заняться более насущными вопросами и спорную проблематику Второй мировой оставить до "аллеи славы" у памятника Свободы на 16 марта и День Победы в Задвинье на 9 мая следующего года. Между тем традиционным майский фестиваль русскоязычных достоин большего, чем привычный обмен нелицеприятными эпитетами. За народным гулянием отчётливо вырисовываются очертания потенциальной опасности, которую, похоже, не видят ни отвечающие за организацию "семейного праздника" активисты "Согласия", ни правящие партии и правительство.
Если до середины 2000-х отмечание 9 мая у Освободителей концентрировалось вокруг ветеранов и имело отчасти протестный характер, то в силу естественной убыли непосредственных участников войны, а также перенятия организационного бремени и пиар-ресурса структурами "Согласия", мероприятие стало мутировать в направлении народного фестиваля, русского праздник песни и танца.
Тогда же окончательно утвердились основные составляющие его программы: возложение цветов дипломатами и активистами, экспозицией военной техники, официальные шашлыки за столом и потаённые "фронтовые сто грамм" на траве, непременное выступление российских артистов (с учётом обстановки в этом году спивали белорусские "Песняры") и грандиозный салют в финале.
При неизменности главной скрепы – восходящего к советскому времени понимания Второй мировой как Великой Отечественной, последней битвы сил добра и света против зла и тьмы.
Ещё одна неизменная особенность - ничем не пробиваемое игнорирование латвийского исторического контекста, что на штыках сокрушивших нацизм воинов-освободителей пришла не свобода, а продолжение советского строя в его сталинском изводе.
Впрочем, до аннексии Крыма и развязывания войны на востоке Украины весной 2014 года всё казалось милым и невинным. Ещё в 2013-м цветы к подножию памятника возложил военный атташе американского посольства, однако год спустя на площадке у Освободителей убавилось дипломатов, на большом экране перестали показывать военный парад на Красной площади, - всё так или иначе связанное с путинской Россией стало восприниматься токсичным, несущим потенциальную угрозу для Латвии.