Случаев смерти, вероятнее всего, было больше, поэтому расследование должно вестись гораздо шире, отмечает декан юридического факультета Рижского университета им. Страдыня профессор Андрейс Вилкс, говоря о последствиях идеологии Первой евангельской общины Иисуса. В Латвии действует более 100 сект, но ни в одной стране нет разработанной структуры, изучающей тенденции в новых религиозных движениях, сектах и культах.
После того, как широкую общественность шокировало уголовное дело о трагических домашних родах, члены общины начали рассказывать о других случаях смерти. Известно, что в результате давления прихода от больницы отказались восемь человек. Один мужчина остался без медикаментов, которого позже нашли утонувшим в реке Огре. Другая женщина умерла в муках от боли от переломов. Предоставлена информация о многих спонтанных абортах в домашних условиях. Криминолог указывает, что суд должен обратить внимание и на старые случаи.
Случай 14-летней давности
Спонтанные аборты, загадочные случаи смерти, запреты использовать лекарства и обращаться к врачу, - такой, вероятнее всего, была жизнь 170 прихожан Первой евангельской общины Иисуса. Квалифицированной медицинской помощи они предпочитали молитву.
В школе детям запрещали рисовать животных, ездить на олимпиады, участвовать в мероприятиях, так как в названиях упоминались такие герои, как например, "ведьмочка".
Об этом СМИ рассказали сами прихожане.
Между тем в Земгальском районном суде продолжается уголовное дело по факту неразрешенного лечения и оставления беременной женщины без медицинской помощи, в результате чего погибли женщина и ребенок. Обвиняются трое адептов секты.
Однако это не первый случай, когда Первая евангельская община попадает в поле зрение СМИ. В 2005 году газета "Latvijas avīze" опубликовала историю 46-летней Весмы Мурниецы, которая восстанавливалась после тяжелой операции. Члены общины запретили ей обращаться к врачам, в результате чего Весма попала в больницу в крайне тяжелом состоянии.
Хотя у нее был муж и шесть детей, никто не навещал ее в больнице, потому что сектанты считали, что она предала свою веру.
В то время Весма рассказала журналистам, что вышла замуж не по любви, а как в средневековье - мужа ей выбрала община.
/nginx/o/2019/11/26/12767898t1h192c.jpg)
Вместо скорой помощи - молитвы
Обстоятельства дела, которое продолжают рассматривать в Земгальском районном суде, следующие: 14 мая 21-летняя женщина начала рожать. Ее 25-летний муж Ренарс и 51-летний отец Валдис Симсонс держали ноги беременной, вложив ей в рот ложку, таким образом сломав ей зубы. Роды принять пыталась и лидер Первой евангельской общины, жена Яниса Давида - Солвита Давида. Ни у кого из вышеперечисленных медицинского образования нет.
Роды были тяжелыми, молодая женщина потеряла сознание, после чего начались судороги. Ребенок родился мертвым, а мать на следующий день проснулась с зеленой слизью, потеряла сознание и умерла от самой тяжелой формы токсикоза беременности - эклампсии. Вместо того, чтобы вызвать скорую помощь, ее отец и муж молились.
Теперь Валдис Самсонс, Солвита Давида и Ренарс Йегерманис сидят на скамье подсудимых в Земгальском районном суде в Елгаве. Они обвиняются по статьям 137 и 141 (2) Уголовного кодекса за неразрешенное врачевание и оставление без помощи, за что им грозит лишение свободы сроком до восьми лет.
Многие из членов общины в разговоре со СМИ обращают внимание на то, что подсудимые не проявляют никакого сожаления, ведь в этой общине главенствуют взгляды, что "все в руках Божьих".
Даже смерть молодой женщины и новорожденного - "воля Божья".
С "чужими" не разговаривают
"Деятельность сект не всегда включает антисоциальные элементы, хотя эти социальные группы закрыты и дистанцированы от общества. В них главенствует определенная нормативная система, есть духовные лидеры", - говорит профессор Андрей Вилкс.
"Однако в этом случае необходимо говорить о диструктивной организации, которая разрушает и дестабилизирует семейные и индивидуальные ценности, создает умственную дестабилизацию, запрещает использование лекарств и источников информации из внешнего мира", - продолжает профессор, описывая Первую евангельскую общину Иисуса, как тоталитарную секту.
Члены общины рассказали СМИ, что секта была зомбирована - их подталкивали продавать имущество, жить вместе в одном доме, работать вместе, как в колхозе.
"Необходимо также оценить, как финансово пострадали члены общины - им приходилось продавать свои дома, бизнес, имущество и ресурсы, чтобы инвестировать в секту", - продолжает криминолог.
В общине нет пастора, но есть Янис Давида, который называл себя "Святым Духом". С начала судебного процесса один из бывших владельцев SIA "Svētes maize", широкой общественности более известный как пекарь, скрывается и от разговора отказывается. Остальные адепты общины с "чужими" не разговаривают.
Декан юридического факультета Рижского университета им. Страдиня - профессор Андрейс Вилкс указывает, что данная секта имеет очень архетическую структуру - лидер общины, которому должны подчиняться. А это значит, что идеология секты носит тоталитарный характер.
Андрейс Вилкс также отмечает, что, вероятнее всего, конкретная организация находилась в поле зрения правоохранительных органов, но до тех пор, пока она не ставила под угрозу безопасность государства и общества, его адепты могли жить так, как им хочется.
/nginx/o/2019/11/26/12767905t1hfce4.jpg)
Детям нельзя рисовать животных
Особое внимание Андрейс Вилкс обращает на то, что в секте на данный момент числятся 45 несовершеннолетних. В разных регионах Латвии члены общины живут в так называемых общежитиях - несколько семей в одном большом доме. В волостях, где находятся эти общежития, рассказывают, что представители общины живут закрыто, с окружающими контактируют мало, ведут себя странно. Женщины носят платки и длинные юбки, волосы собирают в пучок или заплетают в косу. Одно из самоуправлений рассказывает про семью, которая несколько лет назад продала недвижимость в Межапарке и перебралась в деревню. В здании перестроенной усадьбы вместе с родителями живут трое детей, которые учатся в местной начальной школе. "С точки зрения нормальных людей, выглядят они странно.
Например, родители запрещают детям рисовать животных, а только машины.
Однако дети включены в учебный процесс, школу не прогуливают, поэтому оснований для обвинений нет", рассказывают в волости. Ни у муниципальной социальной службы, ни у Сиротского суда нет веских оснований для проверки семей.
Андрейс Вилкс комментирует: "Какова роль Сиротского суда?
Вакцинированы ли эти дети, проходят ли они все медицинские осмотры? Каков дальнейший рост этих детей? Карьера?
Если церковь запрещает им получать медицинские знания и реализовывать себя в данной специальности, это является ограничением прав человека".
Эксперт считает, что муниципалитет должен быть внимательным и оценивать, есть ли у детей необходимые условия.
Директор Департамента сиротских судов и приемных семей Государственной инспекции (VBTAI) по защите прав детей Валентина Горбунова поясняет, что до того момента, как община попала в поле зрения СМИ и правоохранительных органов, никакой информации о предполагаемых нарушениях прав детей получено не было.
Однако недавно Елгавский окружной сиротский суд получил информацию от учителей о том, что несколько детей общины посещают школу нерегулярно.
Представительница VBAI говорит, что именно педагоги должны первыми замечать изменения в здоровье или психоэмоциональном состоянии ребенка. Если ребенок чувствует себя хорошо, но его родители мешают ему участвовать в Олимпийских играх, школьных мероприятиях и ходить на экскурсии с другими людьми - это является причиной, чтобы сосредоточиться на данной семье.
А вот что касается вакцинации - это личный выбор родителей.
В заключении, на вопрос о применении наказания трем обвиняемым, которые оставили беременную девушку в беспомощном состоянии, Андрейс Вилкс говорит, что наказание не решит ситуацию.
"Нужно говорить об ответственности - моральной, эмоциональной, психологической. Нужно менять систему ценностей и идеологию общины".
Андрейс Вилкс также отмечает, что запрет общины не станет решением, так как если люди захотят, они сами начнут образовывать группы, основанные на данной доктрине.