Редактор дня:
Andrejs Zacarinnijs

"Никто не понимал, что происходит". Адвокат пострадавших в Золитуде о возможном иске к государству (5)

В программе RUS TVNET "Кто вам платит?" Евгения Тверьяновича-Боре, один из адвокатов пострадавших при обрушении магазина Maxima в рижском микрорайоне Золитуде, рассказала о недочетах в расследовании трагедии, формальном решении суда о компенсациях, а самое важное - о возможном иске пострадавших против государства.

О личной мотивации и долгом следствии 

Евгения Тверьяновича-Боре рассказала, что сама живет в Золитуде и регулярно посещала этот магазин, в том числе с детьми. В роковой день она также планировала отправиться в Maxima, но по некоторым обстоятельствам задержалась дома буквально на полчаса, что и спасло ее. 

"Никто не понимал, что происходит. Никто не верил, что такое возможно здесь, где-то рядом",

- поделилась она.

Уже через несколько дней после трагедии к Евгении обратилась первая семья потерпевших - у них при обрушении крыши Maxima погибла мама. После них к защитнице стали обращаться другие потерпевшие, на данный момент их около 40.

Юрист рассказала, что, учитывая масштабность и беспрецедентность этой трагедии для Латвии, она не могла представить, что рассмотрение дела растянется на столь долгое время.

"Мы надеялись как на более оперативное досудебное расследование, так и на то, что дело не задержится в прокуратуре и в кратчайшие сроки будет направлено в суд. Как стало понятно после решения суда первой инстанции, в досудебном расследовании было много недочетов.

Вопросы вызывает то, насколько быстро были изъяты компьютеры и другие доказательства - это было сделано слишком поздно, когда всю информацию уже можно было подчистить.

Такие оперативные действия должны быть совершены в первые часы после трагедии", - уверена Евгения.

Защитница допускает, что ни у следствия, ни у других органов, которые занимались делом, могло просто не хватить опыта в такой беспрецедентной ситуации, однако растянутость следствия все равно изумляет.

"Несмотря на то, что заседания у нас были расписаны по три раза в неделю с 10 до 17 вечера, все шло очень медленно. Мы заслушали около 300 лиц - потерпевших, свидетелей, экспертов, и многие из них не несли никакой пользы для следствия".

Недостаточно времени для апелляций

С решением суда, по словам Евгении, не согласен ни один из ее подзащитных, которые считают его необъективным и несправедливым.

Напомним, в прошлом году, через семь лет после трагических событий, суд первой инстанции огласил полный приговор по уголовному делу. В нем судьи признали, что инженер-строитель здания Ивар Сергетс нарушил строительные нормы, в результате чего супермаркет обрушился. Суд признал его виновным в убийстве по неосторожности, но оправдал остальных восьмерых подсудимых.

"Мы не говорим, что каждый, кто сидит на скамье подсудимых - виновен. Но, учитывая доказательства, нелогично осуждать только одного человека. До него были эксперты, после него - проверки. Зачем тогда такой механизм, если все нюансы строительного процесса зависят от одного человека?".

Вопросы вызывает и назначенная судом компенсация - более 5 миллионов евро с одного осужденного. Защитница считает, что это был чисто формальный подход со стороны суда и потерпевшие не увидят даже долю от этой суммы.

Евгения с подзащитными подали более 50 апелляций, однако процесс этот оказался достаточно сложным.

"На то, чтобы суд подготовил приговор, было дано много месяцев. Чтобы подать апелляции, было дано всего 20 дней. Учитывая объем приговора - более 1000 страниц, - это было что-то нереальное", - сказала Евгения.

Однако апелляции были поданы, и дело находится в Рижском окружном суде.

О возможном иске против государства

"Касаемо решения суда фактически было признано, что ответственность за эту трагедию несет и государство, так как на момент обрушения не были четко регламентированы нормативные установки в сфере строительства. Приговор первой инстанции дал "зеленый свет" обращению в суд по правам человека, если не будет вынесено справедливое решение", - сказала Евгения.

"Основным аргументом и мотивом суда было оправдать всех остальных. Если нет обязанностей, нет возможности и привлечь этих людей к уголовной ответственности,

 - пояснила она. - Трудно прогнозировать, чем может обернуться такой процесс, но, учитывая международную практику, в таких случаях возможны достаточно высокие суммы компенсации". 

Защитница признала, что после трагедии прошла "работа над ошибками" - полностью пересмотрено регулирование строительства, и сейчас оно достаточно четкое и прозрачное. 

"Сейчас, учитывая, каким образом строительство контролируется со стороны госинституций, я надеюсь, что это никогда не повторится", - заключила юрист.

Актуальные новости
Не пропусти
Наверх