– Могут ли быть включены какие-то механизмы наказания и по части неграждан?
– По части неграждан пока нет таких механизмов, которые бы позволили реагировать на точечную проблему, не связанную с бюджетом ЕС, через санкции. Скорее, здесь применяется подход пряника, а не кнута.
Например, если бы государство предложило расширить круг своих граждан через гибкие условия для натурализации, Евросоюз мог бы оказать финансовую помощь в реализации этого предложения.
– Чем Европарламент может помочь в признании паспортов неграждан в ряде стран, где они вообще не акцептированы – в ОАЭ, Египте, Индии?
– Да, это большая проблема, связанная с тем, что вопрос двустороннего признания документов не регулируется на европейском уровне.
В свое время Еврокомиссия предложила создать общеевропейский регистр проездных документов, которые признаются в ЕС. И многие государства были против этой идеи. В результате был найден политический компромисс: вроде бы этот регистр создает Еврокомиссия, но считается, что он в руках государств – документы могут быть включены в этот регистр, только если сами государства их признают.
Основная роль в процессе признания паспортов неграждан другими странами отводится министерствам иностранных дел Латвии и Эстонии.
В Латвии были такие случаи, когда МИДу удавалось решить эту проблему в двустороннем порядке.
Чем мог бы помочь Европарламент и Еврокомиссия? Использовать те рычаги, которые у них есть. Например, у ЕС есть соглашение о безвизовом режиме с ОАЭ, и в рамках этого соглашения должен постоянно происходить диалог между сторонами. И если МИДы стран Балтии будут заинтересованы и начнут лоббировать вопрос на уровне ЕС, то Еврокомиссия могла бы обратить на это внимание и договориться со странами-партнерами об особых категориях жителей, которые не подпадают напрямую под действие соглашения.